«Против России идёт ментальная война»




Если согласиться с советником министра обороны Андреем Ильницким насчёт ментальной войны, то и возрождение казачества должно соответствовать «новым вызовам современности».


Советник министра обороны РФ Андрей Михайлович Ильницкий (род.14.08.1959) является экспертом по информационному противоборству военных сил современности. Он регулярно выступает в различных СМИ; к примеру, на телеканале «Звезда», радиостанции «Вести ФМ» и портале Rambler.ru.


Поскольку считается, что именно Андрей Ильницкий ввёл в дискуссионный оборот термин «ментальная война», то будет уместно обратиться к его интервью журналу «Арсенал Отечества». В этом интервью даны «основополагающие» понятия названного термина. Дословная цитата:


«Если в классических войнах целью является уничтожение живой силы противника, а в современных кибервойнах – уничтожение инфраструктуры противника, то целью новой войны является уничтожение самосознания, изменение ментальной – цивилизационной – основы общества противника. Я бы назвал этот тип войны ментальным».


Андрей Ильницкий полагает, что ныне должно уделяться повышенное внимание интернету (на государственном уровне и со стороны общественно-патриотических организаций, включая казачьи), а также возрождению традиционных гражданских формирований консервативного толка (казачества в том числе). Кроме того, «нужно перезагрузить молодёжную политику» (не забывая о менталитете казачьей молодёжи).





ПОНЯТНО, ЧТО новое время требует новых подходов. Или хотя бы продолжения той практики по возрождению казачества, которая уже себя оправдала, которая реально способствует развитию всех казачьих объединений, независимо от их организационной формы.


  • Естественно, касается это и деятельности Рабочей группы по делам казачества в Воронежской области в современных условиях. Если иметь в виду обострение «ментальной войны», то не следует ли Рабочей группе ещё больше сосредоточится на консолидации реестровых и общественных казаков воронежского Придонья на основе общих интересов, задач, традиций, обычаев и так далее?

Увы, последнее по счёту заседание, которое состоялось 8 апреля 2021 года в правительстве Воронежской области, озадачило меня своей однобокой повесткой дня. Судите сами.

Первый вопрос касался ВОКО ВКО «ЦКВ», то есть Воронежского отдельского казачьего общества Войскового казачьего общества «Центральное казачье войско». Речь шла о сугубо реестровой работе конкретного ВОКО в соответствии с требованиями и нормами Федерального закона от 05.12.2005 № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества».

И всё бы ничего, ведь другим «реестровикам» полезно учиться на чужих ошибках и достижениях.

Однако, и третий пункт повестки дня этого заседания касался ВОКО ВКО «ЦКВ» (на сей раз рассматривались задачи,  связанные с  призывом на военную службу казачьей молодёжи и взаимодействием воронежского отдельского общества ЦКВ с органами местного самоуправления в свете Стратегии госполитики РФ в отношении российского казачества на 2021 – 2030 годы). Не перебор ли это?

Наверное, атаманам других казачьих формирований надлежало соотносить задачи конкретного ЦКВ с практикой своих реестровых и общественных организаций.


  • А может, на высоком уровне – государственном или областном – взят курс на всемерную поддержку именно Центрального казачьего войска? Оно что, будет постоянно в поле зрения и на повестке дня Рабочей группы?

В этом плане как-то не успокаивает наличие в повестке дня названного заседания актуального, но фактически технического по ходу рассмотрения пункта №2: «О привлечении членов казачьих обществ и общественных объединений казаков в Воронежской области к реагированию на возможные чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера в 2021 году». На первый взгляд, и в самом деле, чего тут обсуждать? «Если надо, то, значит, надо…». Но…

Чего стоит это самое «привлечение», только атаманы знают, особенно общественных организаций, которые не очень-то «любы» муниципальным властям. Хуже того, в некоторых районах высок накал противостояния.

Будет ли меняться ситуация к лучшему – вопрос, по-моему, чисто риторический. Хорошо ещё, что многие атаманы имеют большой опыт и не уподобляются флюгерам, когда речь идёт о возрождении казачества. Работают они не ради почестей, хотя «доброе слово и коняке приятно».


  • В этой связи лишь сожаление вызывает тот факт, что на областном уровне не заметили юбилей члена Рабочей группы по делам казачества в Воронежской области Виктора Галушкина – он 25 лет (!) является атаманом общественного формирования, которое создано более 30 лет назад и ныне называется Северо-Донским казачьим войском (СДКВ).

Между тем, вся наша жизнь состоит из «мелочей».  

Взять хотя бы такой момент. Вроде как «физическому совершенству, сплочению и росту самосознания» всего казачества воронежского Придонья должен был служить недавний областной турнир казаков по стендовой стрельбе. Примечательно, что главным судьёй этих состязаний являлась не кто-нибудь, а Заслуженный мастер спорта России, чемпионка мира Елена Анатольевна Ткач. И что же?

Официальная информация о столь замечательном мероприятии свелась к элементарному сообщению: «В соревнованиях приняли участие казаки из Воронежа, Репьёвки и Острогожска. <…> Соревнования прошли в теплой и дружеской обстановке». Кто кого представлял, кто победил и «с кого надо брать пример» это будто и не важно!


ВПРОЧЕМ, справедливости ради надо сказать, что другое сообщение областного уровня – о поездке кадетов Верхнемамонского казачьего корпуса в Семилукский район для встречи с местным военно-патриотическим клубом «Ватага» – вполне удовлетворило координатора военно-патриотической и краеведческой работы СДКВ Игоря Пономарева.

Игорь Алексеевич не только одобряет шефство СДКВ над названным кадетским корпусом (а также над Воронежским детским домом), но и давно ратует за взаимодействие казачьей молодёжи в масштабах региона. Недавно он рассказывал на сайте «СДКВ» о содружестве двух военно-исторических клубов – «Красная Звезда» (станица Панинская) и «Отечество» (г.Воронеж).

По мнению Пономарева, такая практика как раз и соответствует усилению работы казачества с молодёжью в связи с ментальной войной. Правда, её надо и впредь дополнять молодёжными патриотическими акциями, конкурсными и фестивальными мероприятиями, поисковой и музейной практикой. Естественно, формализма тут не должно быть.


В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ, заместитель атамана СДКВ по работе с молодёжью Вячеслав Деев в отношении «доктрины» советника министра обороны Андрея Ильницкого высказался так:

– Похоже, наше Северо-Донское казачье войско на верном пути. Во-первых, сначала была введена моя «замовская» должность, а недавно советником по спорту стал деятельный, влиятельный и уважаемый в спортивной среде России человек – Евгений Александрович Оленин. Пожелаем же ему успехов в работе!
Во-вторых, создана молодёжная сотня при Хопёрском полковом округе СДКВ.
В-третьих, наши молодые казаки активно занимаются в бойцовских клубах, а Вячеслав «Есаул» Павлов (Воронеж) и Александр «Казак» Леденёв (Борисоглебск) участвуют в соревнованиях всероссийского уровня и добиваются серьёзных успехов.
В-четвёртых, наша казачья молодёжь тесно работает с воронежским студенческим отрядом волонтёров «Добрые сердца» – проводится много совместных патриотических мероприятий.
Но совершенству, как говорится, нет предела, и надо обобщить всё, наметить новые задачи…


НА ОСОБО ВАЖНОЕ значение православия в ментальной войне обратил внимание атаман Хопёрского полкового казачьего округа СДКВ, руководитель Хопёрского отдела всероссийской организации Царского Конвоя памяти Николая II Владимир Лаенко. Казак без веры – не казак, однако этот звучный лозунг далёк от истинного наполнения.

При этом Владимир Анатольевич высказался за повышение роли как духовников, так и казачьих просветительских Центров и СМИ, в том числе войскового сайта СДКВ и газет, которые уже пользуются популярностью у донцов – «Хопёрскiй полкъ» и «Общество и Экология».

Договорное содружество с другими российскими казачьими Войсками, обмен опытом, взаимодействие с ветеранскими и другими общественными организациями тоже уместны.



МЕНТАЛЬНАЯ ВОЙНА – это всерьёз и надолго, – подытожил атаман, отставной подполковник-вертолётчик Виктор Галушкин. Поскольку в своё время – во время армейской службы – мне приходилось заниматься воспитательной работой с личным составом, то знаю, что утверждение нового менталитета, рост самосознания – дело непростое. Правда, в армии всё делается по присяге, приказу и команде. С общественным казачеством — добровольным по членству в организации — ситуация иная. Но ведь никто нас «в казаки» не загонял и не загоняет!

Стало быть, менять своё мышление в сторону патриотизма – это посильно, а главное – надо. Притом, «ментальная перезагрузка» самосознания — «мы — казаки России!» , «мы — молодые казаки!» — должна начинаться с хутора и станицы, с использованием возможностей округа, войска, государства…




Подготовил Николай СТАРЫХ, член Союза журналистов России.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *