Георгиевский кавалер, авиатор и казак




135 лет назад родился человек удивительной судьбы Вячеслав Матвеевич Ткачёв. О нём в штабном музее СДКВ (Воронеж) собран богатый материал.


Атаман Северо-Донского казачьего войска Виктор Галушкин – потомственный хопёрец и отставной подполковник ВВС, поэтому с большим уважением относится к людям казачьих кровей, имевшим отношение авиации.


Среди тех, о ком рассказывает музейный раздел «Казаки, покорившие небо», прославленные авиаторы Ткачёв, Кутахов, Ефимов, Шапошников и Дейнекин.


  • – Я их всех уважаю, – говорит Виктор Галушкин, – но к Вячеславу Матвеевичу Ткачёву у меня особое почтение. Во-первых, он был «первым из первых». Во-вторых, у него замечательная казачья родословная. В-третьих, он был не только героем-лётчиком Первой мировой войны (асом по-нынешнему), но и теоретиком воздушных боёв – он, по сути, заложил тактические основы истребительной авиации в России. Есть и «в-четвёртых»…

Оказывается, прадед В.М. Ткачёва служил в составе одного из донских казачьих полков, размещённых на Кубани. 22 июня 1791 года подъесаул Андрей Иванович Ткачёв отличился при взятии русскими войсками турецкой крепости Анапа, за что был награждён Грамотой Екатерины II, дающей право на потомственное дворянство.

Отец будущего авиатора в Крымскую войну 1853 – 1856 годов заслужил орден Св. Георгия 4-й степени. Матвей Васильевич Ткачёв дослужился до высокого казачьего звания войскового старшины.

Примечательно, что такой же орден – Св. Георгия 4-й степени, который был учреждён ещё императрицей Екатериной II в 1769 году, 29-летний подъесаул Кубанской казачьей батареи Вячеслав Ткачёв заслужил в ходе Первой мировой войны 12-го августа 1914 года, когда  «произвёл смелую и решительную воздушную разведку».

Кстати, за отличную службу в предвоенные годы уроженец станицы Келермесской Кубанской области (6 октября 1885 года), выпускник Нижегородского кадетского корпуса, Константиновского артиллерийского училища (С.-Петербург), Одесского аэроклуба и Севастопольской офицерской  школы авиационного отдела Воздушного Флота был награждён орденами Св. Станислава 3-й степени (6 мая 1910) и Св. Анны 3-й степени (14 февраля 1913).

А в последующий период Первой мировой войны Вячеслав Матвеевич Ткачёв получил аж пять боевых наград. Право, их стоит перечислить, ведь такое большого уважения достойно! Это ордена Св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом (25 февраля 1915), Св. Анны 4-й степени с надписью «За храбрость» (1 августа 1915), Св. Анны 2-й степени с мечами (10 декабря 1915) и Св. Станислава 2-й степени с мечами (24 декабря 1915), а также – Золотое Георгиевское оружие «За храбрость» (10 сентября 1916).

Что и говорить, авиатором потомственный казак был ещё тем! – восхищается бывший вертолётчик Виктор Галушкин.

9 июня 1917 года В.М. Ткачёв вступил в должность начальником Полевого управления авиации и воздухоплавания при Штабе Верховного Главнокомандующего, сокращённо – авиадарм (авиация действующей армии), по сути, он возглавлял авиацию России.


В том же, 1917 году, Вячеслав Матвеевич завершил работу над единственным в своем роде пособием для лётчиков, которое было основано на личной практике и называлось «Материалы по тактике воздушного боя». Как уже сказано выше, этим пособием В.М. Ткачёв заложил фундамент для развития тактики истребительной авиации в России.


Так называемую Октябрьскую революцию, которую теперь именуют и переворотом, полковник Ткачёв не принял, 19 ноября 1917-го он подал рапорт об отставке и убыл на родину, на Кубань.

– Представьте себе, – говорит далее Виктор Галушкин, – после всех скитаний и душевных терзаний столь неординарный и заслуженный человек в начале 1918-го вступил … рядовым в белогвардейский отряд полковника Кузнецова, который действовал в районе Майкопа. Попал в плен к красным и избежал расстрела только потому, что за него заступились кубанские казаки-старики.

В общем, без неба Ткачёв был не самым лучшим воякой, поэтому приложил немало сил к тому, чтобы сформировать в Екатеринодаре (Краснодар с 1920) 1-й Кубанский авиаотряд. В мае 1919-го этот отряд поддерживал Кавказскую Добровольческую армию Врангеля в боях с 10-й армией РККА. Надо полагать, он немало пролил «красной» кровушки, но то была пора, когда и «брат шёл на брата», не зря же война называлась Гражданской, и про неё немало сказано-написано…

Короче говоря, после «вынужденной эвакуации» из Крыма бывший командующий авиацией Вооруженных Сил Юга России, генерал-майор Ткачёв проживал в Югославии, где редактировал авиажурнал, был консультантом при инспекции авиации Королевства сербов, хорватов и словенцев.

В начале Второй мировой войны он перебрался в Белград и стал преподавать тактику воздушных сил на Высших военно-научных курсах генерала Головина, на которых проходили обучение офицерские кадры Русского Корпуса. По отзывам современников, читаемый им курс лекций имел «особую солидность и ценность».

И вот тут надо сказать про то самое «в-четвёртых», которое выше упомянул Виктор Галушкин. Ткачёв, говоря по большому счёту, не был ярым антисоветчиком, он имел мужество признавать свои ошибки и расплачиваться за них.

Так вот, тоскуя по родине, В.М. Ткачёв не только читал означенный курс лекций: в 1941 году он выпустил несколько воззваний к эмигрантам, которых призывал выступить против СССР. Однако в 1942-м прерывал с ними все контакты, сделав запись в своих бумагах: «Немало разочарований пришлось мне пережить в стане противников Советской России. Я не нашёл того, что ожидал…». Он оставил курсы Головина и стал работать начальником … внеклассного воспитания русской молодёжи в мужской и женской гимназиях Белграда.

В 1944-м году Ткачёв, отказавшись бежать, встретил советские войска и как должное воспринял арест органами МГБ СССР, а затем и последующее этапирование в Москву. Он даже не отрицал предъявленного ему обвинения в «сочувствии мировой буржуазии, терроризме и участии в антисоветской организации», за что получил 10 лет лагерей.


С февраля 1955 года В.М.Ткачёв проживал в Краснодаре у своей племянницы, работал в артели инвалидов простым переплётчиком.

– Несмотря на нищенское существование, Вячеслав Матвеевич продолжал исследования по истории авиации в России, – говорит в заключение Виктор Галушкин. – К сожалению, о нём самом авиаторы долго ничего не знали, а он проявлял необычайную скромность. Легендарный лётчик русской авиации ушёл из жизни 25 марта 1965-го, похоронен на Славянском кладбище Краснодара. Но кое-что меня хоть как-то утешает…

Виктор Васильевич Галушкин имеет в виду то, что в №12 журнала «Огонёк» за 1964 год вышла статья В.М. Ткачёва «Я пробую крылья». (Увы, мемуары «Крылья России. Воспоминания о прошлом русской военной авиации 1910 1917 гг.» увидели свет только в 2007-м. – Издательство: Новое культурное пространство, Санкт-Петербург).




Кроме того, в 1995 году при участии тогдашнего главкома ВВС России генерал-полковника П.С. Дейнекина на доме № 82 по улице Шаумяна, где последние годы жил «непревзойдённый лётчик Первой мировой войны, первый Георгиевский кавалер Воздушного флота России, кубанской казак Вячеслав Матвеевич Ткачёв», была торжественно открыта соответствующая мемориально-барельефная доска. В небе при этом пролетали самолёты знаменитой пилотажной группы «Стрижи»…

Кстати, в музее СДКВ хранятся мемуары и форменная «авиаторская» фуражка Героя России Петра Степановича Дейнекина (1937 2017). Он тоже был замечательным лётчиком и – ростовским казаком, почётным членом правления общественного формирования северо-донских станичников (штаб в городе Воронеже, где генерал армии не раз бывал).

Что ни говори, а факт остаётся фактом: казакам и небо покоряется, а такие люди, как Ткачёв и Дейнекин, – гордость и слава нашей России, авиации и казачества.


Подготовил Николай СТАРЫХ, есаул.

Фото из архивов и https://yandex.ru/search


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *