Сары-Азман – первый донской атаман?




ВОЙСКОВОЙ ПРОЕКТ: «Имя в истории Дона». Одни историки уверяют: Сары-Азман – это вожак «первоказаков», а другие – это название племени… вольных донцов-хопёрцев.


Сразу надо пояснить, что в литературе встречается разное обозначение одного и того же человека: Сарыазман и Сары-Азман. А когда речь идёт о группе людей (племя и т.д.), то обычно употребляется сарыазман.


В 1550 году ногайский князь Юсуф направил грамоту Московскому царю Ивану IV. В ней было сказано:

  •  «Холопи твои, нехто Сарыазман словет, на Дону в трех и в четырех местах городы поделали, да наших послов и людей наших, которые ходят к тебе и назад, стерегут, да забирают, иных до смерти бьют… Этого же году люди наши, исторговав в Руси, назад шли, и на Ворониже твои люди – Сарыазманом зовут разбойник твой пришел и взял их».

Прежде чем привести царский ответ, надо пояснить вот что.

Иван IV (он же Тит-Смарагд-Иоанн Васильевич Рюрик) был заинтересован в постоянной и надёжной защите государства Московского от кочевников. После распада Золотой Орды река Дон делила Дикое поле (степь) на западную (крымскую) и восточную (ногайскую) сторону. При этом в Заволжье сильные позиции имел ногайский князь Юсуф. Иван Грозный был вынужден с ним считаться и числить в «верноподданных».

Между тем, образовавшийся после Орды людской вакуум привёл к появлению на окраинных российских землях вольных русичей, а также беглых крестьян из Рязанского княжества, где казаки известны с 1445 года.

Упомянутый выше Ворониж-Воронеж – это, без сомнения, река, потому как город-крепость с таким названием был заложен только в 1585/86 гг. Но другие, мелкие поселения-городки («городы», как пишет князь Юсуф) на этой реке и других притоках Дона, уже имелись, и даже в большем, чем три-четыре, количестве. Их жители вполне могли «докучливо побивать ногайцев» и вообще промышлять разбоем, «пограбляя гостей (купцов) проезжающих».

Примечательно, что Н.М.Казамзин (1766–1826) в своей «Истории государства Российского» написал:

  • «Казаки гнушались зависимостью от магометанского царства … и в 1549 г. вождь их Сары-Азман, именуясь подданным Иоанна, строил крепости на Дону».

Как бы то ни было, Иван Грозный ответил ногайскому князю Юсуфу дипломатично:

  • «Те разбойники, что гостей ваших забирают, живут на Дону без нашего ведома, от нас бегают. Мы не один раз посылали, чтобы их переловить, да наши люди добыть их не могут. Вы бы сами велели их переловить и к нам прислали, а мы приказали бы их показнить. Гостей ваших в своей земле мы бережем, а дорогою береглися бы они сами.

… Хотел бы с Князем дружбу свою крепкую держати, а то, что Сарыазман Князевых людей побил, тут ничем помочь не можем…».

В ответ князь с упрёком написал:

  • «Дружба ли то, что на Дону твои холопи, Сары-Азманом зовут, наших послов и гостей разбивают и грабят?»

Царь ответил в том же, неопределенном смысле.

Кто же такой Сары-Азман, откуда родом, как жил и – чем знаменит? На все эти вопросы, пишет в своей книге «Донские казачьи атаманы» историк и академик Петровской академии наук и искусств М.П.Астапенко, определенно ответить сейчас практически невозможно, ибо документы, которые позволили бы сделать это, исчезли в пламени войн, восстаний и революций, осталось только имя донского атамана – Сары-Азман…

Да и имя ли это… Донской дореволюционный исследователь старины Е.П.Савельев, автор трёхтомной истории донского казачества, пишет:

  • «Сары-Азман – слово персидское, бывшее в употреблении у ногайцев и означающее «удальцы». Вот одним из таких удальцов и был первый донской атаман».

Более определенную точку зрения на сей счёт высказали в своём совместном труде современные ростовские учёные Н.С.Коршиков и В.Н.Королев:

  • «Сары-Азман, возможно, был татарином, азовским или мещерским, но мог быть и русским, носившим татарское прозвище… К вопросу о возможном местонахождении городков Сары-Азмана: наиболее вероятным представляется их расположение на Верхнем Дону, откуда казакам Сары-Азмана удобнее всего перехватывать ногайских послов и купцов на реке Воронеж…».

«Вот и всё, что можно сказать о ПЕРВОМ донском атамане», – подводит итог историк-академик М.П.Астапенко.

Но невольно приходит на ум казачий атаман Ермак. По одной из версий, Ермак был опричником и прозывался Сулеменом (Сулейманом) Булгаковым, но в старинные времена на Руси в обиходе было «двуимение». Одно имя давали мальчику при крещении, а другое, «мирское», чтобы уберечь его в течение жизни от тёмных, колдовских сил. Иван Грозный, как видим, обозначен выше как Тит-Смарагд (позже был переиначен в Иоанна, то есть Ивана; более того, в постриге стал Ионой).  Может, у Сары-Азмана было иное имя?

А если ради интереса заглянуть в соцсети, то можно обнаружить, что их пользователи обращаются к электронным энциклопедиям.





К примеру, Михаил Тощилин рассуждает: «Слово «сары» означает жёлтый; одно из значений слова «азман» времена. Не перекликается ли это с «временами после Жёлтой», то есть Золотой Орды? Так могли называть «великого человека», человека «нового времени».

Валерий Башиев рассматривает многозначное слово «сары» как рыжий, а «азман» – как большой человек, следовательно, Сары-Азман – рыжий большой человек. Чем не прозвище, будь то славянин, ногаец или татарин? В любом случае, если этот первый донской атаман существовал, то он оставил в истории свой след, а главное, сумел привить казакам обычаи и традиции, которые сохранились по сей день.

Эльдияр Оганов даёт своё толкование: «Сары – жёлтый или светлый (светловолосый), аз – азы (ещё – мало), ман – тоже тюркское слово, принадлежность к чему-либо, здесь конкретно к азам. Т.е., предположительно, – светловолосые азы или имя такое – Сары-Азман».

Борис Бадмаев сообщает: «Азман – это старинное имя у калмыков. У нас хорошо известен станичный атаман начала 20 в., кавалер двух Георгиевских крестов Азман Батырев. И ещё: в соцсетях вы найдёте много людей, которые имеют фамилию Сары-Азман. Впрочем, не исключено, что кто-то просто обозначил себя так, в память о легендарном атамане, но не думаю, что все».

Известный казачий энциклопедист Борис Алмазов утверждает: «Как известно, «сары» (жёлтые, половые) – самоназвание половцев. Сары-тоу – жёлтая гора – Саратов, Сары-су – жёлтая вода – Царица, отсюда город Царицын и т.д. «Азман» (тюркс.) – смешанный, не чистокровный. Один из последующих донских атаманов именовался: Сусар Иванов. Такого имени в Святцах нет. А расшифровывается оно просто: су – вода, река, сары – половец, т.е. половец с реки, сын Ивана, т.е. православный».

Многие пользователи соцсетей ссылаются на исследователя казачьей древности Г.В.Губарева, который имеет совсем другое мнение, даже с учётом того, что в грамоте князя Юсуфа про Сарыазмана сказано: «разбойник твой». В своей тематической статье для «Казачьего словаря-справочника» (1968) Губарев настаивает: «Сарыазман – это, всё-таки, не конкретный человек, а крупная племенная группа (с которой началась история вольных донцов и вообще казачества). Тюркское производное Азман от Азы существовало на Дону и до середины XVI в. – оно встречалось в сочетаниях Аскоал (современный Оскол – город Старый Оскол) и разрушенного Тамерланом в XIV в. города Акаса (Донские хазарские городища)».

В продолжение версии Георгия Губарева некто Патриот из города Азова пишет: «Где-то читал, что Сары-Азман значит Царь азовских людей, поскольку Сар=Царь, Аз (Ас)=племя азы-асы, ман=человек. В таком случае, некие люди с Азова ушли на Верхний Дон под предводительством царя Сыры-Азмана)».

Василий Брусильцев советует учесть: в мемуарной литературе есть указание на то, что в дореволюционное время в Донском музее (Новочеркасск) имелся список донских атаманов; в нём под 1549-м годом был «проставлен» атаман Сары-Азман (при этом в скобках приводился перевод «с татарского»: «удалая голова»)…

В общем, ясно, что … ничего толком не ясно, а тема Сары-Азмана всё ещё порождает много версий. Но тем и притягательна наша отечественная история. Она настраивает многих на раздумья и патриотический лад. Знать разные версии – разве это плохо? Думаю, казаки, желающие изучить и почитать прошлое своего родного донского края, с этим согласятся.





Особо надо сказать о том, что есть исследователи старины, которые «фундаментально» увязывают сарыазмановских казаков с Червлёным Яром – исторической областью, определяемой как обжитое место в бассейне Дона – в пределах левых притоков этой реки, Хопра и Битюга.

В частности, известный историк А.А.Шенников полагает: избранный атаманом Сары-Азман, «судя по имени, был, конечно, татарин, но не касимовский, а битюгский, т.е. свой, червленоярский». Более подробно об этом можно узнать из большой статьи данного автора: «Червлёный Яр и казаки Сары-Азмана» (http://library.kazachiy-hutor.ru/stati/chervlyonyy-yar-i-kazaki-sary-azmana/).


Подготовил Николай СТАРЫХ.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *