«Бояре приговорили тебя к четвертованию»
16/6 июня 1671 года был казнён предводитель крестьянского восстания донской атаман С.Т.Разин.
«Смертный приговор, читанный Стеньке Разину на месте казни»:
«Ты, злодей, богоотступник и бунтовщик донской_казак Стенька Разин, в 7175 (1667) г., забыв страх Божий и присягу на верность великому государю Алексею Михайловичу, государю и защитнику всея Великия, Малыя и Белыя России, произвел против него мятеж и, возмутив других казаков, пошел с ними на реку Волгу, дабы привести там во исполнение злодейский замысел свой.
И придя туда, причинил ты великий убыток множеству людей, захватив насады — большие лодки, груженные соленой рыбой и солью, принадлежащие патриарху и монастырям. И еще захватил ты насады многих купцов и так грабил и разбойничал повсюду до самых стен Астрахани.
Ты, злодей, меж Астраханью и Черным Яром ограбил, убил и кинул воводу С. Беклемишева, воеводу великого государя, посланного к тебе для переговоров. И такое же злодейство учинил ты над офицером московским Сивцовым, который послан был к тебе того же ради.
А когда прислали к тебе из Астрахани в г.Яик воеводу и двух московских полковников с солдатами, дабы склонить тебя по добру отстать от разбоя и принести повинную государю, ты полковников тех повесил, и вместе с казаками твоими ушел из Яика, и пошел от моря на Волгу, и, идучи туда, разорял все рыбные промыслы и сжигал поселения татар.
Ты, злодей, приходил к г.Тарки, и было от тебя немалое разорение в тех местах, а также и в части владений шаха Персидского.
Придя на Каспийское море, ты грабил жителей Персии и отнимал товары у купцов, а то и убивал их. А также разорил ты несколько городов в Персии и тем посеял великую рознь меж 2 царствами.
И еще солдаты астраханские убили по твоему наущению полковников своих, пристали к твоему мятежу и чинили многие мерзости в местах разных.
А в 7177 (1669) г. правитель Астрахани князь И.С.Прозоровский послал против тебя воеводу князя С.Львова с государевым войском, которое обступило тебя со всех сторон, и, видя сие, ты, злодей, отрядил к воеводе тому 2 главных приспешников своих просить великого государя ото всего войска, чтоб его величество смилостивился и отпустил вам вины ваши, обещаясь, что после того вы воротитесь домой, и отстанете от разбоя, и будете верно служить царю, и меж великим государем и шахом Персидским не станете более сеять рознь, а также не станете грабить на Волге или Каспийском море.
И те казаки за все войско в том клятву дали и послали к его величеству 7 человек просить о помиловании (каковое и было даровано), и войску твоему разрешено было по добру уйти из Астрахани на реку Дон, место твоего постоянного пребывания, и после всего того ты, злодей, позабыв такую к тебе милость и снисхождение государя, едучи по Волге, снова по пути разбойничал и, придя в Царицын, избил воеводу и всякое разорение чинил.
А в 7178 (1670) г., придя на Дон, ты, злодей, вместе с приверженными тебе казаками, забыв страх Божий, отступя от святой кафолической апостольской церкви, говорил про спасителя нашего И. Христа всякие богохульные слова и не велел ставить церквей на Дону и служить в тех, которые имелись, и прогнал священников всех, и если кто желал венчаться, ты вместо обычного свадебного обряда заставлял обходить вкруг дерева.
И также ты, злодей, забыв про милость, которою удостоил тебя и сообщников твоих великий государь, снова задумал измену, и восстал против его величества, и пошел на р. Волгу, творя злодейства свои, разбойничая и убивая как и допреж того, и особо грабя и предавая смерти старых и верных казаков, не пожелавших передаться на твою сторону и не дававших согласия своего на черные дела твои.
А также ты убил и пометал в воду всех тех, кого государь посылал с милостивыми грамотами к казачьему предводителю К. Яковлеву и иным донским казакам. И всех прочих посланных велел избивать до смерти. Уйдя с р.Дона вместе с приверженными тебе казаками, ты пришел к г.Царицыну и обманно убедил жителей тех мест, что государево войско идет всех их перебить, тогда как то войско шло им на подмогу против тебя и злодейств твоих, и город тот, поддавшись измысленному тобой прельщению, сдался и тебя впустил.
Придя туда, ты изрубил воеводу Тургенева и всех жителей, не пожелавших пристать к тебе, и покидал их в воду. После того ты снова выступил из города против войска великого государя, и обманно разбил оное, и пометал в воду полковника И. Лопатина, подполковника Ф.Якшина и других, сперва предав их мучению.
И еще ты захватил государевы суда, груженные хлебом, и пограбил многих купцов.
Из Царицына ты пошел на Черный Яр и убил там правителя И.Сергиевского, и всех офицеров, и много солдат московских. Явившись под стены Астрахани, заслал ты в город нескольких злодеев казаков твоих, и они прельщали солдат сдать город и выдать тебе боярина и воеводу и преуспели в том.
После того солдаты астраханские передались тебе и по твоему приказу выволокли боярина и князя И.С.Прозоровского из церкви, и ты скинул его вниз головой с высокой башни и приказал брата его и многих дворян, офицеров, солдат и купцов сперва предать мучению, а потом умертвить.
И после ты грабил Божьи дома, церкви и монастыри, а также государеву казну и многие дома высоких чинов людей, и сжег приказной палаты дела и чинил разные, нигде не виданные доселе надругательства. Сверх того, ты, безо всякого стыда, велел сорвать одежды со священников, монахов, монахинь и пр. лиц.
И еще велел ты жестоко избивать многих людей, чтобы признались они, где прячут добро свое, не щадя при сем и малых детей. После ты предал смерти нескольких именитых купцов шаха Персидского и др. иноземных купцов: персов, индийцев, турков, армян и бухарцев, приезжавших в Астрахань для торгового промысла и бывших там в ту пору, и грабил их товары, повергнув тем самым в гнев шаха Персидского.
А также ты, злодей, не насытясь кровью, продолжал проливать кровь самых что ни на есть невинных и, не совестясь, повесил на крепостной стене за ноги обоих безвинных детей боярина князя И.С.Прозоровского, и сверх того мучения велел одного казнить, а другого избивать так, чтобы тому не быть в живых.
И подьячих, которые служили великому государю и к злодейству твоему не пристали, велел ты предать лютой казни, приказав подвесить каждого за ребро.
И еще ты, злодей, истребив в Астрахани многих добрых людей, отдавал жен и дочерей их богомерзким приспешникам твоим на поругание, а священникам не велел венчать по архиепископскому благословению, ругаясь над церковью и предписаниями св. апостолов, ниспровергая таинство брака, а священников, которые не были тебе послушны, покидал в воду.
Ты, злодей, ограбил также казну государя в Астрахани и, учинив кровопролитие, ушел оттуда в г. Царицын и после вверх по реке в Саратов, жители которого сдались тебе. И там ты ограбил хлебную казну государеву и большой запас провианта и предал смерти воеводу К. Лутохина и многих дворян.
Из Саратова ты, злодей, упорствуя в злокозненном умысле своем, пошел на г.Самару, который также сдался тебе, и ограбил там казну государеву, изрубив правителя И.Алфимова, многих дворян и прочих жителей, не передавшихся на твою сторону.
Из Самары ты, богоотступник, двинулся на г.Симбирск и, обложив его, брал приступом и многие мерзости чинил. И еще ты засылал в разные города злодеев приспешников твоих, имеющих при себе прелестные письма, где значилось, что сын великого государя нашего блаженные памяти царевич Алексей Алексеевич, жив и поныне и что ты по велению великого государя идешь предать смерти всех состоящих на службе у его величества бояр, дворян, воевод и офицеров будто за измену.
Тогда как тот сын великого государя нашего, оставя земное царствие, преставился в вечный покой небесного царствия, и преставление сие было во дворце на глазах августейшего отца его в 7178 (1670) г. января 17 дня, и на другой день тело его погребено было в Москве в соборной церкви св.Михаила вместе с прочими предками государевыми при отце его государе, и патриархе, и многих митрополитах, архиепископах, епископах, архимандритах и священниках, и сия кончина блаженныя памяти царевича ведома не только у нас, но и в др. государствах. Но ты, изменник, умыслил такое дело, дабы возмутить народ и пролить невинную кровь.
И еще ты злонамеренно объявил, будто с тобой Никон монах, и смущал многих людей, ибо Никон тот по указу государя и приговору патриарха лишен был сана своего и послан на Белоозеро в Ферапонтов монастырь, где содержится и поныне.
И сверх того, ты, злодей, засылал приверженных тебе изменников в войско боярина князя Ю.А.Долгорукого, дабы прельстить оное пристать к твоему мятежу, но замысел твой по милости Божьей не удался.
И когда ты, злодей, обложил г.Симбирск, то не мог взять его ни приступом, ни обманом, ибо милостью Божьей и Пречистые Богородицы надежды христианские и благодаря заступничеству преподобного отца чудотворца Сергия и силе воинской и счастливому промыслу государя великого князя Всея Великия, Малыя и Белыя России и благородного государя нашего царевича, а также благодаря осмотрительности, радению и доблестной службе войска тебя, злодея и изменника, вместе с приверженными тебе бунтовщиками под г.Симбирском и во многих других местах удалось разбить, и ты с немногими людьми бежал и ушел вниз по реке.
И во многих др. городах жители, поддавшись злодейскому твоему прельщению, возмущались и убивали воевод своих и кидали их в реку.
И ты, злодей, соединясь в злодействе с братом своим, нападал вместе с ним на разные селения на границе, где пролил немало невинной крови и причинил великое разорение. И теми своими дьявольскими делами вы, вероломные злодеи Стенька и Фролка, вместе со своими единомышленниками ругались и надсмехались над церковью, задумали погубить царствующий град Москву и все Московское государство.
И еще вы с приверженными вам людьми впали в такую мерзость, что, отступив от Господа Бога нашего, в Троице славимого, и пренебрегши Матерью Иисуса Христа, возложили все свои упования на собственные дела дьявольские.
И творили злодейства свои с 7175 (1667) г. по апреля четвертого дня 7179 (1671) г., и во все то время пролили реки невинной крови, не щадя и детей малых.
Апреля четвертого дня 7179 (1671) г. милостью Всемогущего и благодаря осмотрительности и доблестному усердию войска великого государя Алексея Михайловича ты, злодей, был захвачен в плен, и привезем к его величеству, и на расспросе под пыткой признал все свои вины.
И за такие твои злые и мерзкие дела против Господа Бога и против великого государя и защитника всея Великия, Малыя и Белыя России, и за произведенный тобой мятеж и измену и за гибель и разорение, причиненные тобой всей России, по указу великого государя бояре приговорили тебя к четвертованию».
Источник:
https://m.vk.com/cossack_calendar
Репродукции: https://yandex.ru/search/
МЕЖДУ ТЕМ
Главные причины
восстания под руководством Степана Разина
- Закрепощение крестьянства и чрезмерный феодальный гнёт.
- Рост налогов и повинностей социальных низов, общее ослабление экономики страны в результате затяжной войны за Украину.
- Эпидемия моровой язвы, отголосок прошедшей ранее эпидемии чумы и массовый голод.
- Усиление централизованной власти и её стремление ограничить казачью вольницу.
- Скопление бедного «голутвенного» казачества (голытьбы) и беглого крестьянства на Дону.
- Принцип «С Дону выдачи нет»: крестьяне становились там казаками, в их кругу находил горячий отклик на призывы к «воровским» походам.
Сам Разин весной 1670 года говорил, что идёт воевать не против царя Алексея Михайловича, а «бить» бояр-изменников и «неправильных попов, кои им потворствуют». Ещё до восстания ходили слухи о заговоре против царя.
К 1670 году умерли первая жена Алексея Михайловича и цесаревичи: 16-летний Алексей и 4-летний Симеон.
В народе пошли слухи: их отравили бояре, пытавшиеся захватить власть в свои руки, но цесаревич Алексей чудесно спасся, бежав на Волгу.
На казачьем кругу Степан Разин объявил себя мстителем и защитником царя и цесаревича. Кроме того, предводитель восстания обещал дать «чёрным людям» свободу от засилья бояр или дворян.
Источник:
Вопрос по существу
Степан Разин – герой положительный или отрицательный?
И ни то, и ни другое. Он был кровавым порождением своего времени. В царское время его показывали исключительно как злодея (на что, дескать, покусился!), а в советское – чрезмерно превозносили как борца с крепостничеством. А сейчас разинская тема мало кого волнует, разве что казаки периодически обращаются к ней. Для них Разин – прежде всего символ свободолюбия (правда, при этом у многих возникают вопросы относительно чрезмерной жестокости по отношению Церкви, ведь ныне считается, что «без православия нет казачества»).
Между тем, своих целей – уничтожения дворянства и крепостного права – разинцы так и не добились. Не удалось, как гласит Википедия, массово привлечь на свою сторону волновавшиеся народы Поволжья, раскольников, всё донское и запорожское казачество. Но восстание Степана Разина показало, что русское общество было расколото, а страна остро нуждалась в преобразованиях.
Николай СТАРЫХ.
Три прижизненных портрета Степана Разина
От царского слуги до каспийского корсара и атамана восставшей челяди. А в итоге – плаха. Увы, таков жизненный конец строптивого донца.