«Ты только не попади в просак!»




В экспозициях казачьего быта Вёшенского Музея-заповедника М.А.Шолохова представлен проса́к – станок для витья верёвок. Подобные механизмы породили выражение: «попасть впросак».


Работа на таком приспособлении требует повышенной бдительности. Однако, не надо допускать бездумных поступков и в отношении … означенного выше крылатого выражения.


Для начала обратимся к информации, размещённой по адресу: dzen.ru/a/Y39eHhk5h3LtrCrA. Из неё можно узнать как технические, так и технологические подробности о донском станке «верёвочного предназначения» и его эксплуатации.


Просак (см. фото выше и ниже) состоит из массивной деревянной рамы-основы, махового колеса, вращающихся веретен-шпинделей, каждый из которых заканчивается крючком, и ременной передачи («бесконечный ремень»).

Для удобства плетения всегда дополнительно используют (см. фото справа): подвижный крючок на дощечке и деревянную конус-правилку, им расправляют нити будущей верёвки. А также применяют барабан для наматывания нити.

Работает просак так…

При вращении большого барабана от него через ремень вращение передаётся на 4 шпинделя с крючками. К этим крючкам цепляются нити, а их обратные концы надеваются на подвижный крючок.

Когда крутится маховое колесо, свивается сначала каждая нить по отдельности (от просака до подвижного крючка), а после, по инерции, от подвижного крючка к просаку все нити свиваются воедино и получается прочная верёвка. Она состоит из четырёх бичёв, тогда как бывают жгуты (из двух бичёв) и верёвки-тройчатки — такие изготавливали в других губерниях.



В процессе изготовления верёвки обычно участвуют три человека.

Первый крутит маховое колесо, второй держит подвижный крючок, к которому прицеплены концы нитей, а третий придерживает нити прави́лом, чтобы они не переплелись раньше времени.





Работа на таком станке действительно требует повышенной бдительности.

Надо беречь пальцы, а борода, женские длинные волосы, рукава или полы одежды могут закрутиться в верёвке между нитями, что может привести к серьёзным травмам. Да и освободить волосы или бороду будет не так-то просто.


Отсюда и пошло крылатое выражение «попасть впросак» (здесь «впросак» пишется вместе, в отличие от словосочетания «попасть в просак», то есть в станок) – оно используется в переносном смысле – то есть оказаться в неожиданно неловком, нелепом, затруднительном положении, и выглядеть в этот момент беспомощным, иногда даже смешным.

*


На Дону работа на просаке называлась «сучением верёвок» и имела свои особенности, в отличие от всей страны (об этом, к примеру, было основательно рассказано в краеведческом материале https://www.youtube.com/watch?time_continue=8&v=K).

Мы же отметим сегодня главное: казаки имели послабление по действию указа царя Петра I от 1705 года «О бритии бород и усов всякаго чина людям…».

Однако, пожилые, а потому бородатые донцы, к работе на просаке не допускались. Но не с целью того, чтобы избежать несчастий.

Просто это занятие считалось женским, хотя было нудным и утомительным. Из-за этого редко привлекались дети, хотя крутить барабан было не так уж и трудно. А женщины, надо сказать, если и попадали в станок, то не волосами, поскольку простоволосыми на подворьях и принародно не бывали – они скрывали косу или пучок под кичками, шлычками, повойниками, платками…

*


Вряд ли стоит удивляться тому, что донцы-мужчины проявляли себя как хозяева не только малого, но и большого верёвочного бизнеса (из бечевы делали усиленные верёвки, а из верёвок – на мощных, не бытовых просаках – канаты). Дело это было хлопотное.

Ведь с учётом «ассортимента» и «специализации» требовалось добыть соответствующее сырьё, то есть растительные волокна – пеньку (конопляная болонь, льняная куделя), подкорье (лыко липовое), джут (калькуттская пенька или юта) и другое, а также обеспечить сбыт готовой продукции.

Вообще же, в станицах не было большого числа просаков, а если такое и наблюдалось, то в близких к Дону и другим рекам местах – тогда требовались верёвки-пуццы для баркасов и неводов, вдобавок к верёвкам, которые казаки использовали для привязи домашнего скота, перевозки сена, стягивания ног лошадям (путы), в строительстве и так далее.


Говоря о просаках, нелишне упомянуть о так называемом казачьем узле – это когда на конце верёвки делается особая петля для её крепления к столбу, дереву или кольцу; она не затягивается «намертво», но «держит» хорошо и при постоянной, и при переменной нагрузках.

*


На канале «Удивляться разрешено» рассказывается о том, как туристы побывали на экскурсии в х.Кружилинском (находится неподалёку от мемориальной усадьбы Шолоховых).

«Там, на музейном казачьем подворье конца XIX — начала ХХ веков, мы плели верёвки, и хозяева постоянно нас предупреждали о технике безопасности, чтобы не угодить в просак…».





Между тем, на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru довелось прочитать необычную трактовку выражения «угодить в просак» («попасть в просак»).

Дескать, у казаков это исстари означало «больно удариться» причинным местом о переднюю или заднюю луку седла, что было весьма болезненно и досадно, ведь во время скачки не всегда можно было остановиться и сойти с коня, так что оставалось только терпеть.


Достоверной ли является эта информация, узнать, к сожалению, не получилось. Зато точно известно: с 2005 года выражение «попасть в просак» приобрело ещё более «неприличное» значение. Дело вот в чём.

Создатели криминально-комедийного боевика «Жмурки» (режиссёр Алексей Балабанов, сценарист Стас Мохначёв) вложили похабную реплику в уста уголовного авторитета Михалыча (исполнитель роли – народный артист РСФСР, Герой Труда РФ, лауреат премии Ленинского комсомола и других госнаград Никита Михалков).





Из бездумной сентенции следует: просак – это, «культурно выражаясь», женская промежность.

В итоге, Cловарь современной лексики, жаргона и сленга гласит: «Просак… – Промежность человека, чаще женщины. Попасть в просак – попасть в промежность. Молодёжный сленг».

Выпороть бы кое-кого казачьей нагайкой! Или хотя бы отправить на экскурсию в тот же х.Кружилинский.

Кроме того, «властителям дум» нелишне учесть консультационный ответ врача-гинеколога, который приводится ниже, и элементарно присмотреться к фотоснимку, на котором изображена учебно-действующая модель просака.  




Подготовил Кирилл ЛОГВИН (СДКВ).

Фотоиллюстрации: https://yandex.ru/images/search.