В Тулу! Туда, где «много-много самоваров»




Сегодня давний подписчик сайта СДКВ, музейный работник и завзятый путешественник Георгий Корнаев рассказывает о своём посещении уникального музея «Тульские самовары».


  • Георгий Корнаев – научный сотрудник Историко-мемориального музея имени Г.А.Цаголова (г.Дигора, Республика Северная Осетия-Алания). Объехал множество мест на Северном Кавказе и в Центральной России (Рязань, Ярославль и др.).
  • Неоднократно бывал в Воронеже, куда впервые приехал в 2013 году – почтить память земляка, уроженца Дигорского района лейтенанта Лазаря Дзотова, который в 1942 году предвосхитил подвиг Александра Матросова – закрыл своей грудью амбразуру вражеской огневой точки.

***

Из родной Северной Осетии я добирался в Тулу с пересадками. При этом побывал во Владикавказе, Минводах и Кисловодске… Путь получился долгий, но путешествие в «столицу русских самоваров» того стоило.



Между прочим, меня подвигли на поездку замечательные фотографии, присланные друзьями по соцсетям (спасибо всем!).

Без всяких сомнений, мне, как историку по образованию и профилю работы, известно:


Тула это город-Герой (с 1976), «город славных оружейников российского Отечества» (с Петровских времён с 1712), город тульских пряников (первое письменное упоминание о таковом датировано 1685), город тульской гармошки-семиклапанки, которая была первым русским аккордеоном, который начали производить с 1830-х годов. 


Во всём этом мне довелось наглядно убедиться во время посещения административного центра тульского региона, и мне есть что вспомнить-рассказать.

Но начинаю именно с самоваров, поскольку их история уходит своими корнями в глубь веков и имеет непосредственное отношение к российскому казачеству (см.: «В продолжение темы. Из истории самовара – казачьего «кипятильника» – публикуется после рассказа о посещении музея «Тульские самовары»).


При этом хочу заметить: мне довелось досконально ознакомиться с «оружейно-боевыми» экспонатами в самых разных и «прославленных городах» РФ; соответствующие музеи и их отделы заслуживают всяческого одобрения, я много писал в СМИ и соцсетях на эту тему, в том числе после посещения великолепного Мемориального комплекса «Чижовский плацдарм» в городе Воинской и Трудовой славы Воронеже.


Короче говоря, сейчас хочу посмотреть на город-Герой, город оружейников и так далее, с «другой стороны». При этом самовары — неотъемлемая часть самобытной культуры и бытия всей нашей большой страны. Ведь самовары — не редкость даже в моём Дигорском районе, где есть старинные казачьи станицы.

*

Много интересных инсталляций довелось увидеть мне прямо на улицах и площадях Тулы. Есть скульптурная композиция «У самовара я и моя Маша» (см. фото внизу, после данной публикации). Или, к примеру…




А то, что открылось взору в музее самоваров, превзошло все мои ожидания.

Совершая небольшой экскурс в прошлое, хочу сказать следующее.


Музей был торжественно открыт 7 Ноября 1990 года; он находится в центре города, неподалёку от тульского Кремля; расположен в старинном двухэтажном особняке – бывшем Доме просветительских учреждений имени императора Александра II, где в советское время размещалась областная библиотека.





В основе нынешних экспозиций – коллекция самоваров, собранная в разные годы объединением «Тульский областной историко-архитектурный и литературный музей».


В зале №1 выставлены изделия первой тульской самоварной мастерской братьев Лисицыных (1780-е годы) и шедевры самоварного дела в Туле XIX века, в том числе знаменитой фабрики братьев Ломовых (1840-е). В зале №2 размещены изделия последующего времени, всего более 200 экспонатов «практического назначения»: семейно-каждодневные, празднично-гостевые, магазинно-лавочно-трактирные, походные (со съёмными ножками), кавалерские (с двумя краниками – для себя и для дамы) и др.


К слову, наибольшей популярностью среди любителей горячего чая в Российской империи пользовались изделия фабрики Я.В.Лялина. На этом предприятии в год выпускалось не менее 10 тысяч «народных» самоваров. Это куда больше, чем в советское время. А в середине ХХ века массовое производство вообще свернулось; ныне в Туле выпускают лишь сувенирные (красивые!) самовары, хотя и пригодные для использования по прямому – водогрейному – назначению.


К сожалению, невозможно на малой сайтовой площади пересказать всю ту информацию, что я получил от экскурсоводов и с помощью … электронных гидов. Вот, скажем, рядом с большим жаровым самоваром в разрезе висел экран, на котором демонстрировался поясняющий мультик.


По сути, весь музей – это огромные витрины с самоварами.

Вместе с тем, имеется стилизованная мастерская самоварщика XIX века, здесь представлены подлинные инструменты, которыми пользовались мастера.

Кроме того, музейная коллекция включает в себя старинные чайные наборы, антикварную мебель прошлых столетий, которая оформлена в виде уголков для чаепития.

В отдельном помещении воссоздан интерьер кондитерской лавки с конфетами, бубликами и сахарными головами.

Специальный отдел отведён под самовары, не имеющее прямого практического применения, а созданные для украшения интерьера: фарфоровые, берестяные, резные деревянные, из лозы и др.



Естественно, сразу же бросается в глаза огромный декоративный «самовар», который периодически путешествует по городам как «визитная карточка» Тулы; в нём выставлена коллекция стеклянных самоварчиков.





Можно предположить, что всякие маленькие самовары – это не больше чем изящное украшение, но это не так. Их в народе называли «Эгоист» или «Отрада холостяка», поскольку воды в них хватало только на скромное чаепитие одного человека (см. фото внизу данной публикации).

Существовали также детские самоварчики. Их дарили девочкам из богатых семей, чтобы они с ранних лет учились постигать все тонкости и традиции русского чаепития. Жемчужиной коллекции считаются самовары-малютки, подаренные туляками детям Николая II.

Есть в музее и по-настоящему крошечный экземпляр – самовар, цилиндр которого сделан из наперстка. Он рабочий, хотя вмещает только три капли воды! (см. фото также внизу данной публикации).


Между тем, самый большой, вокзально-буфетный «поилец» рассчитан на 70 литров.

Впрочем, в стародавние времена более широко использовался самовар-банка «всего лишь» на 45 литров. И куда в меньшем ходу был круглый красавец – он хоть и внушительный по размерам, но стоил больших денег, а «тратиться» не всякий трактирщик желал.

Даже себе домой хозяева тогдашнего «общепита» не считали нужным купить «господский» самовар – сравнительно небольшой, притом изящный, хотя без «золота» и прочих наворотов-изысков.




Долго не «отпускал» от себя вот какой экспонат: внушительный по размерам самовар-кухня, который служил для приготовления «целого обеда»; у него отсутствовал кран, а внутри он делился на секции. Одновременно в нём варили-парили несколько блюд, а на крышке грели пирожки.

Другая диковина – бульотка (от слова «булькать»). Фактически этот чайник, под который помещалась горелка с техническим спиртом. Но нестандартный и экзотический самовар-бульотка (см. фото на самом верху, слева) долго поддерживал в горячем состоянии уже вскипевшую воду и был атрибутом богатого чайного стола.


Вообще же, в городе Туле выпускали самовары разных форм, помимо чайника. Это как отмеченные выше шар и банка, так и рюмка, ваза, дуля (груша), яйцо…  Разумеется, все они представлены в музее (а также запечатлены частично на публикуемом ниже фотоснимке) .





А самые необычные по форме – самовар-терем, который так и не был до конца доделан автором, и шар-паук, привлекающий наибольшее внимание туристов (см. фото ниже).

*

Безусловно, производство самоваров в Туле имеет богатую и «наглядную» историю. И отрадно, что экспозиция музея в наши дни даже растёт и меняется.

Во-первых, сейчас здесь выставлено несколько частных коллекций, и это постоянная практика. Кроме того, существует обмен экспонатами между подобными музеями, которых в стране немало, пусть и меньшего масштаба.

Во-вторых, музейные сотрудники ежегодно отправляются в экспедиции по российским деревням, в том числе на Дон, Кубань и в другие казачьи регионы, чтобы найти новые уникальные экземпляры самоваров, изготовленных кустарными способами местными умельцами.

Георгий КОРНАЕВ.




Фото: Г.Корнаев, социальная сеть «ОК», https://yandex.ru/images.  


В продолжение темы

Из истории самовара – казачьего «кипятильника»


Коллективные изобретения – удивительный феномен в человеческой истории.

Чтобы в степях казачьи дозоры не замерзали по ночам и не выдавали себя открытым огнём кочевникам, народные умельцы в начале XVIII века, а может и раньше, придумали эту чудо-утварь.

Для растопки подожжённую лучину кидают в шахту самовара, затем сапогом огонь внутри раскочегаривают, а в уже получившееся пламя забрасывают щепки. В итоге – идеальный казачий походный «кипятильник».

Первые самовары стали производить с 1736 года кустарным способом в поселке Суксуне, что ныне находится в Пермском крае.


В 1746 году известные уральские предприниматели Демидовы привезли мастеров-самовароделов в Тулу, которые стали делать самовары из жести и меди в небольшом количестве.

Тут же в 1778 году образовалась первая в России самоварная мастерская братьев Лисицыных – Ивана и Назара; она со временем переросла в фабрику, выпускавшую самовары не только из дешёвой «зелёной» меди и латуни, но даже из дорогого серебряного проката (по заказу).

В дальнейшем за городом закрепилась слава самоварной столицы страны.


Международную славу самовару сделали опять-таки казаки. Во всех заграничных походах они использовали небольшие самовары – «народные кипятильники», которые были с ремнём через плечо для ношения. А после взятия Парижа в 1814 году самовар прочно вошёл в мировую культуру как один из символов России.


А в казачьих куренях гостей всегда встречал «генерал»-самовар, который «кипит, ворчит и чаю подать велит».

Самовар всегда красовался у служилых людей на почётном месте и символизировал казачье гостеприимство.

Как правило, он стоил очень дорого, его передавали по наследству, он входил в приданое девушки, поскольку большинство донцов, кубанцев, уральцев так далее жило богаче, чем простое крестьянское население, им не хотелось «ударить лицом в грязь». А быт «наследно-самоварных» молодок был довольно-таки простой и требующий усердия: к примеру, на Дону раз в неделю «семейное достояние» надлежало обязательно чистить речным песком, чтобы то блестело, словно, зеркало…



Использованный источник: https://oboidomkursk.ru.