Человек, собравший … 1300 казачьих песен
К 150-летию Александра Михайловича Листопадова (1873-1949) – выдающегося фольклориста, которому принадлежит наиболее полное и научное исследование народного творчества донских казаков.
- А.М.Листопадов – автор прижизненных книг «Песни донских казаков» (1911, совместно с С.Я.Арефиным), «Песни донских казаков» (1939, 1945, издания дополненные и переработанные), «Донские былины» (1945), «Донские исторические песни» (1946), «Старинная казачья свадьба» (1947), «Былинно-песенное творчество Дона» (1948). Уже после его смерти, с 1949 по 1953 годы, был издан пятитомник, обобщающий разноплановые труды фольклориста и содержащий 1200 песен из 1300 собранных (не вошли практически схожие).
Собиратель и исследователь донской народной песни, композитор Александр Михайлович Листопадов родился на Северском Донце (правый приток Дона), в хуторе Нижние Серебряки, который входил в станицу Екатерининскую Области Войска Донского (ныне станица Краснодонецкая Белокалитвинского района Ростовской обл.).
Его отец преподавал в станичном духовном училище, мать вела домашнее хозяйство, при этом была прекрасной певуньей.
Саша обладал исключительным музыкальным слухом и красивым голосом, с детства хорошо играл на балалайке, гитаре, скрипке, фортепиано. С увлечением участвовал в домашних концертах, был регентом (руководителем) ученического хора в духовном училище, сочинял для него песни.
Окончив в 1892 году Новочеркасскую духовную семинарию, стал работать учителем в родных краях. В частности, преподавал в музыкальной школе имени П.И.Чайковского (г.Новочеркасск).
Тогда же начал собирать, систематизировать и комментировать донские казачьи песни.
Спустя 10 лет, в 1902 году, представил в Музыкально-этнографическую комиссию при Московском университете свои записи песенного творчества донцов, которые получили высокую оценку специалистов.
Деятельность Листопадова заинтересовала не только музыкальные круги, но и Донское правительство. По распоряжению военного министра на средства Областного статистического комитета была снаряжена экспедиция по сбору казачьего фольклора в хуторах и станицах Первого Донского округа, имевшего центр в станице Константиновской (ныне райцентр Ростовской обл.).
Экспедиция под руководством Листопадова продолжалась 9 месяцев, было сделано более 700 записей, которые всесторонне отразили культуру народного пения у казаков. В этой экспедиции был применён фонограф, аппарат для записи голоса. В итоге войсковому правлению, специалистам и широкой публике стало известно не только то, что поют донцы, но и то, как они это делают.
Поразмыслив о «своём предназначении и смысле жизни», 30-летний Александр в 1903 году поступил на Историко-филологический факультет Московского университета и одновременно – в Московскую консерваторию, где изучал искусство пения и теорию музыки.
В 1904-1905 годах продолжал свои экспедиции в казачьи станицы; это нашло отражение в «Трудах Музыкально-этнографической комиссии».
Несмотря на «седины и вполне солидный» возраст, Листопадов оказался вовлечённым в молодёжные студенческие беспорядки и в 1907 году, незадолго по окончания учёбы, был выслан из Москвы в Саратов, под надзор полиции.
Здесь преподавал пение и географию в женских гимназиях, работал в консерватории – вёл предметы «дирижирование» и «народное творчество».
При этом не прерывал своей исследовательской деятельности по казачьему фольклору, публиковался в различных периодических изданиях.
В одной из своих статей Листопадов написал: «Песенный океан окружает казака с детства до могилы: с песней рождались, с песней шли воевать, в песнях оставались, ложась в могилу. Песнями мерили расстояния, по песням учились воинской науке».
В 1911 году вышел в свет сборник «Песни донских казаков», который вызвал восторженные отклики. За этот труд Листопадов был награждён золотой медалью всё той же Музыкально-этнографической комиссии при Московском университете.
Затруднения начались после 1917-го, когда песни стали классифицироваться по политическим мотивам. Православная вера, во имя которой складывали свою буйную головушку казаки, была не по вкусу большевистским идеологам; также не нравились советской цензуре старинные казачьи песни, да и к самому казачеству у тогдашних властей было неприязненное отношение.
Лишь после Гражданской войны и вошедшего в широкий обиход термина «красное казачество» стало возможным говорить о «некотором этнографическом интересе» к казачьим песням.
С 1921 года Листопадов жил в Новочеркасске, где преподавал предмет «народное творчество» в местном музыкальном техникуме и одновременно руководил певческой капеллой, созданной из расформированного Войскового казачьего хора.
Кроме того, был дирижёром-хормейстером музыкального драматического коллектива, поставил с ним оперы «Аида» Д.Верди и «Князь Игорь» А.Бородина.
Затем, с 1924 года, работал «по музыкальной линии» в Донском педагогическом институте (ныне Ростовский государственный педуниверситет).
Вернувшись в 1927-м в Новочеркасск, трудился в ряде музыкальных учреждений, был директором упомянутой выше школы имени П.И.Чайковского (на снимке).
В 1934 году талантливого фольклориста командировали в Таджикистан, для помощи местным этнографам. Результатом их совместной работы стала запись 350 песен Средней Азии.
С 1936 года и до самой кончины в 1949-м, Листопадов жил в Ростове-на-Дону, руководил там хором донских казаков, который сам же и создал.
Великая Отечественная война нанесла тяжкий удар по деятельности фольклориста. Когда фронт приблизился к Ростову-на-Дону, Александр Михайлович с женой ушли пешком в станицу Кумшацкую (ныне Цимлянский район Ростовской обл.).
Даже в страшные месяцы оккупации Листопадов продолжал работать над песенными записями. К счастью, сохранились его тетради, взятые с собой. А в Ростове-на-Дону все восковые валики фонографа с казачьими песнями были уничтожены немцами.
Продолжая послевоенные этнографические поездки по родному краю и собирание казачьих песен, в 1946-1948 годах фольклорист издал сборники, которые уже названы выше: «Донские былины», «Донские исторические песни», «Старинная казачья свадьба», «Былинно-песенное творчество Дона».
По подсчётам самого Александра Михайловича, он посетил более сотни казачьих станиц, прошёл пешком около двух с половиной тысяч километров.
Особенно плодотворно работал в станице Мелиховской и хуторе Пухляковском, а «настоящий творческий прилив сил» испытывал во время работы над песенным циклом, посвящённом знаменитому донскому атаману Матвею Платову. И в целом его труды — это энциклопедия народного творчества донцов.
После того, как был издан посмертный 5-томный сборник этнографических трудов А.М.Листопадова, в газете «Советская культура» (номер от 04.01.1954) был напечатан одобрительный отзыв, отражающий самую суть выдающегося фольклориста:
«Будучи большим талантом и патриотом Дона, Листопадов с сердечным пристрастием критиковал тех, кто проявлял в работе фольклориста спешку, небрежность, фальсификацию».
Песни, собранные А.М.Листопадовым, и ныне звучат в исполнении самодеятельных и профессиональных коллективов. Пожалуй, нет на Дону такого казачьего ансамбля, который не знал бы имени Александра Листопадова и не дарил бы слушателям записанные им донские напевы.
Он умер в феврале 1949 года. Несмотря на то, что потомков у Листопадова не осталось, его могила в Пролетарском районе Ростова-на-Дону ухожена. На доме № 44 по улице Советской установлена мемориальная доска. В его честь также названы библиотека и одна из улиц города.
Ростовский писатель Михаил Никулин, хорошо знавший Александра Михайловича, посвятил ему повесть «Погожая осень». Ещё один местный литератор – Иосиф Гегузин – издал книги «Александр Михайлович Листопадов» и «Влюблённый в песню».
Подготовил Кирилл ЛОГВИН (СДКВ).
Источники: http://veimmuseum.ru, https://pobeda-aksay.ru и др.
Фото: Г.Липунов, Волгодонский эколого-исторический музей.