Десять солистов на одной семейной сцене




В большом доме воронежцев Бобровниковых нет … телевизора. Зато здесь много книг, а все десять детей играют на музыкальных инструментах.


Примечательно, что даже мобильные телефоны у Бобровниковых доступны только старшим детям – вот такая тут «жизненная установка».



В детско-юношеском «оркестре» Бобровниковых – три скрипача, альтистка, гобоист, виолончелист, пианистка и домрист. Есть ещё два потенциальных музыканта-малыша, которые дальше «собачьего вальса» пока что не пошли, но они тоже имеют хороший слух.

Вере сейчас 19 лет, Паше – 17, Вене – 16, Неле – 14, Инне – 12, Насте – 10, Лиде – 8, Филиппу – 6, а самым младшим – Еве и Леночке – 4 и 2 года соответственно. «У нас больше тёмненьких и меньше светленьких детей — на этих краски не хватило», – шутит отец, Владимир Бобровников.




Рассказывает мама, Елена Бобровникова, которой 42 года:

– Я, когда была маленькой, грезила игрой на скрипке. Родилась в Марийской АССР, в городе Йошкар-Ола. У нас не было преподавателей по скрипке. Играла на пианино. Четыре класса окончила – и всё, дальше учиться не получилось. Но желание освоить скрипку осталось и воплотилось в детях. Оно у меня такое сильное, как жажда в пустыне…

Павел, старший сын, говорит, что поначалу в «музыкалке» ему было непросто. Но последний учитель научил его любить музыку, и теперь гаммы – это не наказание, а наоборот.

– Я учился 12 лет игре на скрипке. Состою теперь в самодеятельном оркестре и помогаю осваивать музыку своим братьям и сестрам, – делится он.




Все дети школьного возраста ходят в «музыкалку», хотя профессиональными музыкантами быть не планируют. Но там особая атмосфера, в которой «нет хамства и грубости».

Вечером в каждом углу дома свой «концерт».

Это и понятно: чтобы нормально учиться, нужно заниматься по два-три часа в день.

Маму вся эта какофония радует. Ей домашний шум вовсе не в новинку.

Елена и Владимир – «потомственные» многодетные.

– Я выросла в большой семье, где было 11 детей, – рассказывает Елена. – У мужа в семье детворы было поменьше, но тоже немало: шестеро.

Владимир родился в Воронеже, а потом уехал работать на Север, в Якутию. Супругу нашёл во время командировки в Бурятию, куда она приехала на строительные заработки. Елена покорила его своей скромностью и молчаливостью. При этом в девушке угадывался «стержень» и хороший характер.


В Воронеж они переехали, когда у них уже было четверо детей.

– На «северные» деньги мы купили «трёшку» в Северном микрорайоне. Потом поменяли её на старенький домик в глубине микрорайона Левый берег, потому что очень хотели жить на земле, – вспоминает Владимир.

Со временем домик стал преображаться, разрастаться, так же, как и их семья:

– Помогали друзья – сначала ломать, потом строить и второй этаж добавить. По профессии я столяр-плотник, оператор деревообработки. В своё время делал элитные дубовые диваны, так что многое мог сделать своими руками. Я вообще любой работы не боюсь. Баньку вот тоже сварганил.




– Нам государство после переезда тоже очень хорошо помогало, как многодетной семье. А вообще-то, наш папа – единственный добытчик. Он зарабатывает установкой кондиционеров. Когда нет заказов, занимается строительством. Но главное – не много зарабатывать, а разумно тратить, а у нас с этим всё в порядке, – улыбается Елена. – Есть даже свой, хоть и подержанный, микроавтобус. Небольшой бассейн из «подручных средств» для летних купаний соорудили.


Их дом сверкает чистотой.

– Я забыла, когда последний раз мыла полы, а посуду и вовсе не мою, – удивляет женщина.

В семье ведь семь девочек. И старшие уже взяли на себя часть обязанностей. Каждая умеет делать всё, что положено хорошей хозяйке: готовить, убирать, ухаживать за детьми. Мальчики тоже кухонных забот не чураются.

При этом главная забота матери – накормить домочадцев. Это тоже непросто – наполнить едой, к примеру, огромный казан или кастрюлю побольше. Но из-за привычки – не в тягость.




– Ещё моё дело – составить список, дать деньги и отправить детей в магазин, – говорит Елена. Им повезло – продмаг через дорогу. Но этим «внешний мир» не ограничивается.

– У нас очень много друзей по всей стране и за её пределами, – поделился отец семейства. – Регулярно бываем на отдыхе в Абхазии. Есть друг на Таймыре. К слову, у него сгорел дом и «всем миром» мы его восстанавливали. Ребята пробыли там два месяца. Они не только помогали, но и отдыхали. Поплавали по Енисею на моторках, рыбу ловили. В лесу в палатках стояли. Ещё на теплоходе плавали, на вертолётах летали. Видели даже медведей!


Дни рождения почти у всех детей летом. Только один в октябре и два в апреле.

– Дни рождения – это всегда радость, – уверяет Елена. – Накрываем большой стол. Печём торт «Графские развалины» – наш фирменный. С любовью выбираем подарки. Когда нашей младшей Леночке отмечали двухлетие, тут даже салют был. Всё было украшено шариками и флажками и было море гостей. Играл семейный «оркестр»…





  • – Я мечтала жить счастливо. И всё у меня сбылось. Большой дом, много детей… Большая семья – это много любви и счастья, – подытожила многодетная мама Елена Бобровникова. Многодетный отец Владимир Бобровников с нею полностью согласен.

Текст – Светлана ТАРАСОВА, фото – Михаил Кирьянов (РИА «Воронеж»).