Башлык. Извечный спутник казака




Знайте: башлык – это не только старинная принадлежность к одежде станичников. Он официально является составной частью формы современных реестровых казаков.


Если знать, что слово «голова» по-тюркски будет «баш», то нетрудно догадаться, что башлык – это то, что на башке, то есть на голове. При этом казаки в непогоду носили башлык на папаху, а не прямо на голову.


КАЗАЧИЙ БАШЛЫК-капюшон пережил века. Его распространению по Дону и всей России с 17 века способствовало именно казачество, которое ходило в походы, воевало и частично проживало в непосредственном соседстве с кавказскими народами – оно заимствовало у них практичный головной убор – серый или отбеленный суконный капюшон с длинными закруглёнными на концах лопастями.


О практичности капюшона говорит тот факт, что в 1862 году распространённый в казачьих войсках башлык был введён во всех императорских вооружённых силах. Шился он, правда, не из овечьего сукна, а из сукна верблюжьего, потому имел цвет светло-желтый (на флоте – перекрашенный, черный).

Кстати, башлык для генералов, адмиралов, штабных и обер-офицеров изготавливался по обычному образцу, но имел оторочку золотым или серебряным галуном по швам и по кругу колпака, а по краям обшивался гарусной тесьмой под цвет башлыка.

Удобство «русского капюшона» послужило причиной появления его в армиях других стран – Германии, а затем Франции.


ПРИМЕЧАТЕЛЬНО, что башлык был введён в качестве элемента одежды возрождённых казачьих частей по приказу наркома обороны СССР № 67 от 23 апреля 1936 г.

Красноармейский башлык для конных подразделений в составе общевойсковых частей состоял из остроконечного колпака (для надевания на будёновку) и двух концов, которые в случае надобности обёртывались вокруг шеи.

Башлык для сугубо конных донских казачьих частей изготовлялся из сукна серо-стального цвета, для терских – светло-синего, для кубанских – красного.



Отменено ношение башлыка было приказом наркома обороны СССР №005 от 1 февраля 1941 г. Но с началом Великой Отечественной войны многие казаки-конники, особенно из добровольческих дивизий, достали из сундуков-скрыней свои родовые башлыки и использовали их вместе с папахами и кубанками.


В 21-м веке башлык официально вернули в казачью форму, закрепив законодательно в Указе Президента РФ от 9 февраля 2010 г. N171 «О форме одежды и знаках различия по чинам членов казачьих обществ, внесённых в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации».





При этом башлык у кубанцев остался красного цвета, у терцев – светло-синего, у всех остальных казачьих войск, в том числе у донцов, он стал «усреднённого» серо-жёлтого цвета.

Однако донцы общественных организаций предпочитают свой, «исторический» цвет – серо-стальной; многие кубанцы носят башлыки белого (как бы отбелённого) сукна; следуют старинным, досоветским традициям станичники и других казачьих мест, используя свой цвет для окантовки башлыков.


К СЛОВУ, в Российской империи было 11 казачьих войск. Какой именно цвет для отделки формы (справы) использовался у них, можно судить по фуражкам:

амурские казаки – тёмно-зелёная с жёлтым околышем; астраханские – синяя с жёлтым околышем; енисейские – защитного цвета с красным околышем; забайкальские – тёмно-зелёная с жёлтым околышем; оренбургские – тёмно-зелёная со светло-синим кантом и околышем; сибирские – защитного цвета с алым околышем; уральские – синяя с малиновым околышем; уссурийские – тёмно-зелёная с жёлтым околышем.


КАКИЕ ЖЕ требования предъявлялись раньше к башлыкам, кроме цветовых?

Комиссия, работавшая в Кубанском казачьем войске, даже во время Русско-японской войны 1904-1905 годов настаивала:

«Башлык должен быть суконный, фабричного или азиатского сукна, но просторный, чтобы закрыть плечи, и с концами такой длины, чтобы можно обвязать вокруг шеи, а также завязать на пояснице. Вокруг должен быть обшит шнурком или тесьмой, чтобы не вытягивался. На колпаке тесьма может быть окрест и поперёк в виде круга или углами. Можно крепить кисти».

Обычно башлыки носились за плечами со шнурком через шею, с откинутыми назад лопастями и прихваченными поясом, видны были только со спины. Если башлык висит на шее, и лопасти не прихвачены сзади поясом, то ощущается большое неудобство, так как шнурок башлыка давит шею.


ПРИ ВСЁМ при этом в строю и «парадно» башлык носили не абы как, а согласно воинским наставлениям:

1) При надетом боевом ремне: на плечах, поверх шинели колпак кладется на спину, а концы, пропущенные под погоны, укладываются на груди накрест (правый конец под левый погон) и затыкаются перегнутыми за боевой ремень.

2) Без боевого ремня: концы завязываются спереди плоским узлом и затыкаются за борт шинели между 3-й и 4-й пуговицей или пропускаются вторично спереди назад, накрест и под погоны.

3) При одевании на голову: колпак одевается на головной убор, а концы обвязываются вокруг поднятого воротника.

4) При одевании на шею: перегнутый надвое колпак прикрывает затылок, и концы обматываются вокруг шеи, а воротник не поднимается.



МЕЖДУ ТЕМ, вне строя и в быту была практика, которая представляется весьма занятой, если не акцентировать внимание на том, какое огромное значение башлык имел как «предмета, ограждающего казака от погодных невзгод, особенно в походах и войнах, при освоении новых земель и т.д.»…

… По тому, как завязан башлык, знающие люди понимали многое. Если он перекрещен на груди – казак следует по делу. Завязан на груди – значит, казак отслужил срочную службу. Если концы башлыка заброшены за спину – казак свободен, отдыхает.


  • БЫВАЛО, станичники шутили: «Если правая лопасть заброшена на левое плечо – казак идёт к молодухе. Если левая лопасть на правом плече – идёт к жене!». Занятно, согласитесь! Вот если бы казаки и ныне с башлыками в холод не расставались!..

Подготовил Кирилл ЛОГВИН (СДКВ).

Основной источник: http://ksovd.ru/ksovd.





Фото: https: yandex.ru/search.