– «Донской казак». Был у нас такой эсминец…




В фондах Музея истории донского казачества (г. Новочеркасск) с 1910 года хранится уникальный фотоальбом, посвящённый истории эскадренного миноносца Балтийского флота.

На снимке вверху (фото из альбома): Император Николай II (впереди) и Главный начальник Российского флота и Морского ведомства Великий князь Алексей Александрович обходят команду эскадренного миноносца «Донской казак».


Эсминец «Донской казак» был заложен в июле 1904 года на заводе «Ланге и сын» в Риге . Сделано это было на добровольные пожертвования, которые поступили со стороны патриотично настроенного населения Области Войска Донского (ОВД).

Из исторических записей Быкадорова Николая Васильевича – казака ст.Нижне-Кундрюческой ОВД, Георгиевского кавалера (умер в сентябре 1967 года в провинции Квебек, Канада):


«Согласно Имперской программы, выработанной в 1904-10 году, было постановлено Высочайшим указом: открыть подписку Добровольных пожертвований на воссоздание Российского флота, пострадавшего в Японскую войну.

На средства, собранные в пределах Войска Донского, был построен эскадренный миноносец Балтийского флота.

В память того, что средства на него были даны донцами, ему присвоено было наименование «Донской казак».

  • Корабль был спущен на воду 25 февраля 1906 года, в присутствии делегации от Войска Донского.
  • Помимо того, в 1912 году на церемонное освящение судна от Войска Донского была отправлена под водительством подъесаула В.К.Быкадорова особая делегация, которой поручено было передать названому миноносцу благословение Войска в виде иконы. Сия икона написана донцом-художником с изображением покровителей Войска – Божьей Матери и св. Иоанна Крестителя и Николая Чудотворца; икона в дубовой раме с серебряным прикладом.

Экипаж миноносца «Донской казак» героически выполнял свой воинский долг, сражаясь на германском фронте в Первую мировую войну. Ещё в 1910 году его личный состав подарил свой фотоальбом Донскому Войску — передал его в музей г.Новочеркасска».



ЭСМИНЕЦ «Донской казак» с 1906 по 1908 гг. входил в состав Практического отряда обороны побережья Балтийского моря и классифицировался как минный крейсер. С 1909 года – в составе 1-й минной дивизии.

Прошёл капитальный ремонт корпуса в 1909-1910 гг. на заводе акционерного общества «Крейтон и К°» (располагался на Охтинском мысу, образованном слиянием рек Нева и Охта) с заменой водогрейных трубок в котлах и громоздких вентиляционных дефлекторов котельных отделений на «грибовидные». Кроме того, грот-мачту перенесли к кормовому мостику.


В ПЕРИОД Первой мировой войны (началась 28.07.1914) входил в состав 6-го дивизиона минной дивизии. Участвовал в набеговых операциях на коммуникации и дозоры противника, обороне Курляндского побережья и Рижского залива, в минных постановках в юго-восточной и центральной частях Балтийского моря.

Эскортировал и осуществлял противолодочную оборону главных сил флота.

22 августа 1916 года в Ирбенском проливе, соединяющем Рижский залив и Балтийское море, подорвался на мине заграждения, но остался на плаву.

Прошёл капитальный ремонт корпуса и главных механизмов с заменой трубок в котлах и перевооружением всё на том же заводе акционерного общества «Крейтон и К°».



БОЕВОЙ корабль «Донской казак» с 12 по 19 октября 1917 года участвовал в Моонзундской операции (комбинированная операция германских ВМФ и сухопутных сил в ходе Первой мировой войны по овладению Моонзундскими островами в Балтийском море, принадлежащими Российской республике. Ценой значительных потерь в кораблях победу одержала Германия. Является последним крупным сражением русской армии и флота в Первой мировой войне).

Эсминец «Донской казак» принимал участие в Февральской революции. 7 ноября 1917 года вошёл в состав Красного Балтийского флота.

С 10 по 18 апреля 1918 года совершил переход из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт, после чего находился в порту на долговременном хранении.

  • 21 апреля 1921 года «Донской казак» вошёл в состав Морских сил Балтийского моря, а в 1924 году сдан Комгосфондом для разборки на металл и 21 ноября 1925 года исключён из состава РККФ.

Подготовил Михаил ЛОЩИНИН – специально для сайта СДКВ.

Ростов-на-Дону.



На переднем плане: отдает приказания старший офицер корабля барон Б.Э.Майдель. На мостике наблюдает за этим командир князь Владимир Владимирович Трубецкой в обществе корабельного пса.   




Технические и боевые характеристики корабля «Донской казак»

Длина – 73,05 м

Ширина – 7,24 м

Осадка – 3,2 м

Водоизмещение – 700 т

Механизмы – 2 вертикальных паровых машины тройного расширения – 6200 инд. л.с. (сумм. контр.) – 6620 л.с. (Пр.И.); 4 водотрубных котла системы Normand (1340 м2, 16 кг/см2) в 2-х котельных отделениях фирмы «Vulcan»; 2 паровых динамо-машины по 16 кВт.

Скорость хода – максимальная – 26 узлов, экономическая – 9 узлов.


Запас топлива, уголь – нормальный – 80 т, усиленный – 100 т.

Дальность плавания – 206 миль при 25 узлах, 600 миль при скорости от 9 до 12 узлов.

Вооружение – на 1912 год: 2 – 102мм/60; 1 – 37-мм салютн.; 4 – 7,62-мм пулемёта ; с 1916: 2 – 102-мм/60; 1 – 40-мм зенитка; 1 – 37-мм салютн.; 2 – 7,62-мм пулемёта; 2х1 торпедных аппарата 457-мм; 2 прожектора по 60 см.

Радиотелеграф – 1 станция мощностью 0,5 кВт, дальность – 75 миль.

Экипаж – 5 офицеров / 3 кондуктора / 74 нижних чина.