«Два топора, дуга и рукавицы»




У посетителей новочеркасского Музея истории донского казачества неизменный интерес вызывает необычное кресло, сработанное в конце XIX века столяром Василием Шутовым.


Сотрудники старейшего на Дону музея не сомневаются, что кресло изготовил именно Василий Иванович Шутов (1827-1887).

Ведь свои изделия от именовал не иначе, как «Два топора, дуга и рукавицы».



У деревянного кресла спинка выполнена в форме дуги – элемента конской упряжи, подлокотники сделаны в виде двух топоров, а на заднюю часть седушки «некий извозчик» примостил пару рукавиц да свою поясную сумку-кошель.

Именно в таком варианте сей «народный экспонат» был представлен в 1870 году на Всероссийской выставке мебели в Санкт-Петербурге.


Кресло имело столь большой успех, что даже получило бронзовую медаль выставки. Притом автору было заказано до пятидесяти его повторений.

Выставочный же экземпляр, согласно ходовой версии, приобрёл сам император Александр III; «селянское кресло» якобы стояло в его рабочем кабинете.


Более того, у Василия Шутова нашлось много последователей-столяров. Но проявились они лишь спустя 10 лет, ибо «автор оригинальной модели» получил так называемую «привилегию» от Департамента торговли и мануфактуры, и в течение оговорённого срока никто более не мог изготовлять подобные кресла.

Примечательно, что «терпеливые последователи» повели себя «честно-благородно», то есть не стали копировать полностью «подлинник», а вносили в изделие свои элементы. К примеру, на месте рукавиц лежала свирель или балалайка, использовались иные пословицы и т.п.


В итоге кресел по всей России было изготовлено «изрядное количество», их возжелали заиметь и знатные люди-аристократы, и «купцы-пребогатые», и «заносчивые» обыватели-мещане, и состоятельные станичники-казаки.


В новочеркасский Музей истории донского казачества кресло работы В.И.Шутова попало ещё в прошлом веке, из правления железнодорожной больницы г. Новочеркасска. Помимо двух стилизованных топоров, опять-таки двух рукавиц, кошеля и дуги, оно имеет вырезанную по этой самой дуге поучительную надпись: «На чужой каравай рот не разевай, пораньше вставай да свой затевай».


А теперь давайте обратим внимание на отличительные особенности кресла, которое представлено в экспозиции «Мир пензенских сословий: семья и быт XIX – начала ХХ века» (на снимке вверху — справа). Автор изделия неизвестен, а передал его Пензенскому краеведческому музею выдающийся знаток старины и коллекционер из Белинского района М.Р.Полесских (1908-1992).


На этом экспонате по дуге вырезана популярная среди кучеров прибаутка: «Тише едешь – дальше будешь».

Подлокотники тоже исполнены в виде двух топоров, а вот рукавиц нет, зато по бокам седушки «лежат» лапотки, а на ней самой размещён мало кому известный ныне предмет — подшейный колокольчик для скота — ботало.

В данном случае отчётливо просматривается поволжское происхождение кресла, ибо донские казаки лаптей не носили.


  • Кстати, авторские копии кресла Шутова и его повторения другими мастерами встречаются не только в собраниях различных российских музеев, но и в частных коллекциях.

Подготовили Лариса ПАНОВА, Кирилл ЛОГВИН.