На поклон к землякам, казакам-хопёрцам




Историческая хронология Хопёрского полкового казачьего округа СДКВ (г.Новохопёрск) свидетельствует о регулярных визитах его представителей в Ставрополь. И это не случайно.


В столице Кубани имеется памятник, установленный почти пять лет назад (2017), в честь 240-й годовщины существования станицы Ставропольской, которую основали казаки Хопёрского полка – выходцы из придонской крепости Новохопёрской Воронежской губернии и Урюпинского Прихопёрья.


ЗА ПОСЛЕДНИЕ пять лет более других в Ставрополе побывал и поклонился памятнику землякам-хопёрцам атаман станицы Хопёрской (г.Новохопёрск) и Хопёрского полкового казачьего округа СДКВ войсковой старшина и вахмистр всероссийского Царского Казачьего конвоя памяти Николая Второго Владимир Лаенко (на снимке справа).

Это вполне объяснимо он не только имеет «многовековые» родственные связи с этим историческим городом, но и окончил там Военно-авиационную школу механиков (служил впоследствии в Краснознамённом Одесском военном округе).


БУДУЧИ увлечённым краеведом, Владимир Анатольевич досконально знает «всю историю» Хопёрского (изначально Новохопёрского) казачьего полка, он собрал много книг на «заданную тему» (см. иллюстрацию ниже).

А прежде, чем повести речь о том памятнике, который поставлен в Ставрополе за счёт городского бюджета и народных средств (включая добровольные пожертвования горожан, казаков из других российских мест, а также целевые поступления от Фонда «Хопёрцы» и станицы Хопёрской СДКВ), обратимся к «атаманским изысканиям».



ОГРАНИЧИВАЯСЬ сжатыми рамками «новостного и разнопланового сайта СДКВ», отмечу лишь «основополагающие», на мой взгляд, «моменты», которые отражают прошлое Хопёрского казачьего полка и содержатся в многочисленных историко-краеведческих исследованиях. Так вот…

… НЕ ИЗВЕСТНО, когда именно, но точно осенью 1772 года делегация новохопёрских казаков во главе с Петром Подцвировым прибыла в С.-Петербург. В Военной Коллегии она подала прошение на Высочайшее имя императрицы Екатерины Второй с «настоятельной просьбой» – преобразовать тогдашнюю «предельно преданную и достойную казённого кошта» Хопёрскую казачью команду крепости Новохопёрской в Отдельный казачий полк, «притом с надлежащим довольствием и материальным упрочением крепости на Хопре, впадающем в батюшку-Дон».


1773 год, февраль. В Новохопёрскую крепость на правом береге Дона прибыл официальный уполномоченный Царского двора секунд-майор Головачев. Увиденное его столь впечатлило, что он «тот же час» запретил коменданту Подлецкому посылать казаков на бесплатные работы, поскольку те «положены впредь» для несения единственной возможной «конной службы».

1774 год, июль. Генерал-аншеф и царский фаворит Григорий Потёмкин внёс в Военную Коллегию доклад с обоснованием «государственной потребности» – о преобразовании Хопёрской команды в одноимённый полк, численностью в 540 человек. Сие «разумное намерение» было одобрено и последовали соответствующие практические действия.

1777 год, март. Хопёрский полк проинспектирован и в связи с «возникшей государственной надобностью» включён в состав вновь учреждённого Астраханского казачьего войска (АсКВ), с пополнением того казаками из Урюпинского Прихопёрья.

1777 год, апрель. Во исполнение Высочайшего указа императрицы Екатерины Второй, Хопёрский казачий полк АсКв и Владимирский драгунский полк под общим предводительством атамана Конона Устинова выдвинулись на «новые – кавказские рубежи российского Отечества».


ВПОСЛЕДСТВИИ Хопёрский полк состоял в Кавказском воинстве Азовско-Моздокской линии, «воевал усиленно против Кабарды».

Помимо того, полк укреплял позиции Российского государства на Северном Кавказе крепостями и как раз тогда, в октябре 1777-го, основал станицу Ставропольскую, кроме того поставил на стратегически важных рубежах станицы Донскую, Московскую и Северную.


ПОСКОЛЬКУ полк имел большой боевой опыт и заслуги, он «составил собой основу» для образования Хопёрского полкового округа Баталпашинского отдела Кубанского казачьего войска, обрёл статус «старолинейного кавказского», пополнялся казаками Войска Донского и Кубани, но всё же именовался «по заведённому порядку и старшинству» Хопёрским Её Императорского Высочества Великой Княгини Анастасии Михайловны конным полком.

Заслуги хопёрцев отмечены установкой памятников и мемориальных досок, причём не только в Ставрополе, но и в других местах российского Кавказа, однако, это — тема для отдельного разговора.


НЕ ЖЕЛАЯ злоупотреблять вниманием читателей, всё же приведу, для большей историко-географической наглядности, цитату из «краеведческих запасников» атамана В.А.Лаенко, со ссылкой на «Словарь писателей и переводчиков Афанасия Щекатова и Льва Максимовича» (1808):


«Хопёрские Императорские казаки, составляющие один только полк под названием Хопёрского казачьего полка, поселены издавна в Кавказской губернии.

Они обосновались в уездном городе Ставрополе и его уезда в крепостях –  Донской, которая от Черкасска, главного города донских казаков, в 300 верстах, а от реки Кубани, где стоит крепость Кавказская, в 90 верстах; также в крепостях Московской, и Александровского уезда в Северной, для содержания кордонного караула на Кавказской линии в предосторожность нечаянных набегов от живущих за оною линиею тамошних горских народов».


Кстати, в «Хозяйственном описании Астраханской и Кавказской губерний» И. В. Ровинского (1804) указывалось: хопёрские казаки одежду и снаряжение имели те же, что и донские казаки.


ПО СЛОВАМ атамана Лаенко и других казаков станицы Хопёрской СДКВ, памятник первопоселенцам на ставропольской улице Фрунзе получился весьма величественным.




ПРИ ЭТОМ триединая бронзовая композиция отразила «очевидные и главные ипостаси хопёрцев-воинов». Так, фигура с иконой Казанской Матери Божией в руках символизирует православие. Казак со Знаменем Хопёрского полка отражает преданность казачества своему Отечеству. А образ прочно сидящего всадника олицетворяет воинскую надёжность выходцев из Воронежского и Урюпинского Прихопёрья.


  • ОСТАЁТСЯ сказать, что в 2015 году году на Кубани прошёл конкурс на лучший проект памятника в честь казаков-основателей Ставропольской крепости. Из четырёх вариантов горожане выбрали эскиз академика Российской академии художеств, скульптора Сергея Олешни из Ростова-на-Дону. Именно он и получил своё воплощение в бронзе.

Подготовил Кирилл ЛОГВИН, казак СДКВ (Воронежская обл).

Фото: архив СДКВ, Николай Суховский и https://yandex.ru/images.