«Запомните, казаки: кавалеристам полагались погоны синего цвета…»




Казакам станицы Кантемировской СДКВ повезло: для них проводит «погоновые ликбезы» А.В.Сорокин – земляк и широко известный в стране коллекционер погон.


Чаще всего донцы встречаются и беседуют с Александром Викторовичем на тематических выставках, которые периодически проводятся в райцентре Кантемировка Воронежской области – в День посёлка, 9 Мая, в районном краеведческом музее и т.д.

Периодически молодые казаки и их станичный атаман ТРЕХЛЕБОВ Виктор Фёдорович бывают у него и дома.




АЛЕКСАНДР Сорокин окончил Свердловское Высшее военно-политическое танково-артиллерийское училище в 1987 году, это и предопределило его интерес к погонам «как исторически важным  наплечным знакам различия (по должностям и званиям) на форменной одежде воинов разных  поколений нашей Родины».

К слову, сейчас в его коллекции имеются не только погоны, но и петлицы, нарукавные знаки, кокарды, эмблемы, шевроны, пуговицы. Но погоны – «это главное», всего их за 30 с лишним лет собрано более 600.



  • – Вообще-то, бывший армейский офицер и нынешний предприниматель Сорокин «специализируется» на коллекционировании погон советского и российского периодов нашей отечественной истории, – говорит Трехлебов.

– Поэтому казачьих погонов, как таковых, у него нет, но ведь казаки служили в кавалерии, в тягловой силе артиллерии, были ветеринарами и обозниками интендантских служб, и тут есть много чего познавательного.

Не зря же 262 кавалериста из числа казаков стали Героями Советского Союза, 7 кавалерийских корпусов и 17 кавалерийских дивизий получили гвардейские звания. А сколько станичников отличились во время военной службы в других подразделениях, никто и не подсчитывал…

К тому же, сама история погон интересна. Ну, вот, к примеру…



НЕ БУДЕМ пересказывать всё то, что запомнилось Виктору Фёдоровичу и, наверное, его казакам. Но всё же отметим вот какой примечательный факт, изложенный им.

… До зимы 1943 года в Красной Армии погон вообще не было (их упразднили после революции), а ввели их указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 января. Эта новость буквально взбесила рейхс-министра гитлеровской пропаганды Йозефа Геббельса; по его приказу были отпечатаны и разбросаны с самолётов миллионы фашистских листовок. Смысл их заключался в том, что «Сталин совсем потерял голову из-за страха». Дескать, «если индюку позолотить крылья – станет ли он орлом?..». А в чём же была истинная причина гнева «неистового Йозефа»?


КАК ГОВОРИТ казачий полковник Трехлебов, коллекционер погон Сорокин «сподвигнул» его на то, чтобы заглянуть в военные мемуары, а там он нашёл воспоминания фронтовика, одного из представителей «большой и славной когорты советских военачальников» – маршала артиллерии Воронова. В них сказано о том, что «в Красной Армии вполне оправданно, а, может быть, даже с опозданием, вводилось единоначалие, и надо было поднять и укрепить авторитет командиров, выделить их из общей массы военнослужащих».

Кроме того, Сталину показалась интересной мысль «всесоюзного старосты» Калинина про преемственность «всех поколений защитников нашего Отечества, ещё с суворовских времён». Необходимость введения погон диктовалась также предстоящими совместными действиями с союзными армиями, имевшими броские отличительные знаки на своей форменной одежде.


СЕЙЧАС кантемировских станичников хоть средь ночи разбуди, и они вспомнят пусть не военные мемуары, но уж точно «прописные истины», которые внушал им и участникам других массовых мероприятий Александр Викторович Сорокин.







ТАК ВОТ, для Красной Армии были установлены погоны по родам войск, которые сохранили принципиальное разделение на два вида до нынешнего времени: повседневные (носятся на всех видах формы, кроме полевой) и полевые (носятся в военное и в мирное время).

Повседневные погоны для солдат и сержантов имели чёрный кант и конкретно отличались по цвету: кавалерия – синий; авиация – голубой; ветеринарная, медицинская службы – зелёный (но кант красный); общевойсковые и пехота (стрелковые части), интендантская служба – малиновый; все технические войска (автомобильные, ремонтные, связи, сапёрные, железнодорожные, топографические, химические) – чёрный; артиллерия и бронетанковые войска – чёрный (но кант красный).




НА ОБЫЧНЫХ, повседневных погонах рядовых и сержантов краской по трафарету должен был наноситься номер полка (ветеринарной, медицинской, военно-юридической, интендантской служб это не касалось).

Повседневные погоны для офицеров обрели выделительные полоски и канты того же цвета, что и погоны солдат и сержантов. Но эти погоны имели всего два цвета – золотистый и серебристый (серебристый отличал офицеров инженерно-технического состава, а также ветеринарной, медицинской, военно-юридической и интендантской служб).


КОЛЛЕКЦИОНЕР Сорокин обычно обращает внимание казаков на то, что цвет полосок и кантов на кавалерийских погонах был ближе по цвету к погонам НКВД, чем авиации.

Полевые же погоны как солдат, сержантов, так и офицеров всех родов войск имели цвет хаки (защитно-зелёный). При этом были с кантами по уже означенному цвету рода войск.




ВПОЛНЕ допустимо, что не у каждого современного казака есть желание и терпение вникать во все изложенные выше тонкости. Но на этот случай у Александра Сорокина запасены особые, «интересные и раритетные погоны».

Гордостью коллекционера являются полевой погон военного времени Маршала Советского Союза Толбухина, погоны маршала авиации Новикова, маршала инженерных войск Прошлякова и другие.

Среди экспонатов – погоны, которые использовались на «Мосфильме» при съёмках киноэпопеи «Освобождение» (1968-1972); их носил актёр Сергей Харченко в роли генерала армии Ватутина. Понятное дело, они соответствовали всем предъявляемым требованиям.


НАРЯДУ с этим, в коллекции есть офицерские погоны, на которых закреплены самодельные звёздочки, сделанные в войну из тюбиков из-под зубной пасты. Обращают на себя внимание и самодельные крепления погонов – чтобы они лучше держались. Обнаруживается также, что у погонов был единый размер: длина 14 – 16 см, ширина 6 см. Однако, погоны офицеров ветеринарной, медицинской и юридической служб в войну были более узкие (4 – 4,5 см), чего сейчас нет.

Почётное место в коллекции занимают погоны лётчика-истребителя Антипова, который был заместителем командира полка у легендарного Покрышкина. А ещё – погоны генералов Ивана Третьяка и Валентина Варенникова, и даже бывшего министра обороны РФ Павла Грачёва…


ПО ПОВОДУ того, как эти раритеты к нему попали, и вообще об источниках создания и пополнения своей коллекции, Александр Сорокин распространяться не любит, говорит лишь скупо: «Услышал, созвонился, приобрёл».


Что ж, кому из коллекционеров охота раскрывать свои «профессиональные» секреты?



А ВОТ О ЧЁМ А.В.Сорокин охотно рассказал недавно на всю Воронежскую область через РИА «Воронеж», так это о том, что написал около 40 статей в российских СМИ на «свою тему» и готовит к изданию энциклопедический справочник по погонам – такового в нашей стране, к сожалению, поныне нет.

Разумеется, атаман В.Ф.Трехлебов и его казаки желают Александру Викторовичу творческих удач и уверены, что казачье-кавалерийская «погоновая тема» найдёт достойное отображение в «большом справочном издании».

Подготовил журналист Сергей ЗАХАРОВ – специально для сайта СДКВ.

Фото: Ирина Шлёнская, Евгения Свирская, Андрей Архипов.