«Это наша история, а историю нельзя забывать…»




Атаман воронежской станицы Панинской Игорь Пономарев воспользовался соцсетями и бросил клич: «Граждане, друзья, волонтёры-добровольцы! Возьмёмся всем миром и восстановим памятник!»


В виду имеется обелиск в Эртильском районе, до которого со станицы Панинской (посёлок Перелешинский Панинского района) рукой подать.

Здесь, в местечке Отрог, близ сёл Битюг-Матрёновка и Старый Эртиль, покоятся в братской могиле 64 красноармейца; они стали жертвами кровавой бойни, произошедшей 100 лет назад…


К сожалению, памятник находится в неприглядном виде, поскольку ветра, дожди, морозы и вообще перепады температуры сделали своё пагубное дело.



Поскольку у сельской власти ограниченные возможности, то атаман и координатор краеведческой и военно-патриотической работы Северо-Донского казачьего войска (штаб в Воронеже) решил создать оргкомитет по организации ремонта обелиска и благоустройству территории.


  • – Я приглашаю в него «всех неравнодушных людей», для чего даю номер своего мобильного телефона, – поясняет Пономарев. – Запишите его: 8-951-859-31-21. Зовут меня Игорь Алексеевич.

Идея восстановить памятник у атамана появилась после того, как он посмотрел, а затем и разместил у себя на чате в «Одноклассниках» видеофильм, посвящённый трагическим событиям весны 1919 года, когда началось Верхнедонское (Вешенское) восстание, ставшее всемирно известным благодаря роману М.А.Шолохова «Тихий Дон». Тогда казаки выступили против бессудных расстрелов, реквизиций и других антинародных мер со стороны ярых приверженцев диктатуры пролетариата.

Названный видеофильм начинается с показа места в Петропавловском районе Воронежской области, где произошло крупное сражение казаков и красноармейцев – жертв были сотни, если не тысячи.


Тут, в Берёзовом Яру, совместными усилиями казаков Вёшенского, Казанского, Богучарского, Новодмитриевского юртов в 2011 году были установлены Памятный камень и Поклонный крест.

В Верхнедонском восстании участвовали жители слободы Березняги (село Петропавловского района), всего «800 штыков при 8-ми пулемётах». Из них был сформирован отдельный Новодмитриевский казачий пеший полк, а Березняги переименовали в станицу Новодмитриевскую Верхне-Донского округа. Многие березняговцы нашли вечный покой в Берёзовом Яру.


Между тем, в годы Гражданской войны многие жители Березнягов активно участвовали в боях против белогвардейцев. За околицей села в двух могилах покоится прах 67 красных партизан.

В общем, «брат шёл на брата, и у каждого была своя правда». А хуже всего то, говорит Игорь Пономарев, что зачастую «классовая борьба» превращалась в кровавое изничтожение «идейных противников», а точнее – жертв той самой «диктатуры пролетариата».

Это в полной мере относится к трагедии, которая случилась 100 лет назад в эртильском местечке Отрог. Там немыслимую жестокость проявил отряд так называемых антоновцев под командованием Колесникова.


  • Как известно, в годы Гражданской война крестьяне вынуждены были отдавать хлеб, чтобы прокормить бойцов Красной армии и городское население. После окончания основных военных действий крестьяне стали выражать недовольство политикой продразверстки: они хотели быть свободными хозяевами на своей земле. В августе 1920 года в Тамбовской и Воронежской губерниях вспыхнули массовые крестьянские бунты. Это движение «не красных и не белых, а зелёных», возглавил начальник уездной милиции Кирсановского уезда Тамбовской губернии Антонов.

Антоновцы, к которым примкнули многие откровенные бандиты и грабители, оставили кровавый след на территории нынешнего Эртильского района. К примеру, зимой 1921 года погром был учинён в селе Ячейка. Здесь зарубили 5 активистов, а всего пострадали 33 семьи. Грабившие не только уводили единственную лошадь, но и забирали полушубки, сапоги, хлебные запасы и всё другое, что представляло собой хоть какую-то ценность.

Но вернёмся к трагедии в Отроге, произошедшей близ дороги Битюг-Матрёновка – Щучье.


21 марта 1921 года в Щучье вступил усиленный батальон пехоты «красных» во главе с комиссаром А.Н. Воловщиковым, который решил выступить против отряда Колесникова, не ожидая подкрепления красных, хотя со стороны станции Перелёшино двигался отряд курсантов Воронежских пехотных курсов, а с Тамбовщины шла 14 отдельная кавалерийская бригада, одним из эскадронов которой командовал легендарный, впоследствии маршал, Г.К. Жуков.


Антоновцы-колесниковцы атаковали красноармейцев с тыла и окружили их у Отрога. Вот как об этом сказано в книге эртильского краеведа В.Е. Платонова «Эртиль. Грани веков»:


«Обезоруженных красноармейцев заставили раздеться до нижнего белья, а затем порубили их шашками на берегу Битюга. Крутые склоны надпойменной террасы были буквально залиты кровью. Всего в братской могиле похоронено 64 бойца».


Понятное дело, у этих 64-х красноармейцев были родственники, возможно, родители и дети. Стало ли им известно о такой судьбе бойцов и месте их захоронения? Вряд ли. А ведь это важно для потомков.

Тот же атаман Пономарев регулярно бывает вместе с женой, детьми и внуком на родине своих предков – в селе Шукавке соседнего Верхнехавского района, где есть краеведческий музей. Там вывешен увеличенный фотопортрет пра-пра-прадеда Игоря Алексеевича – кавалериста-казака Григория Пономарева; не забыты и другие родственники, которые составляют гордость дружной атаманской семьи.

Кстати, супруга атамана, Елена Анатольевна, поддерживает идею мужа о шефстве над обелиском в Отроге. Даже готова принять участие в работах, как это было в прошлом году, когда Игорь Алексеевич решил заложить «личный» Атаманский парк в честь 75-летия Великой Победы (что и было сделано).

При этом Елена мало что знает о своих родовых корнях. Как говорится, поздно спохватилась.

– Из детства помню только вот какой рассказ, – поведала она как-то. – Мой прадедушка-конник погиб в Гражданскую войну. Он был храбрым воякой, но в одном жестоком сабельном бою настолько выбился из сил, что ему отсекли голову. Однако он не выпал из седла и ещё очень долго скакал без неё, наводя ужас на врагов… Это врезалось в мою детскую память. Наверное, есть что вспомнить из семейного прошлого и другим людям; вспомнить – и рассказать детям, внукам…


  • – Безусловно, нужны также не бесплодные дискуссии по поводу красных, белых и зелёных, а реальное посильное участие в сохранении памятников, – итожит атаман Пономарев. – Подключайтесь, люди! Сделаем вместе конкретное дело!

Виктор ШЕВЧЕНКО.