Ермак на пьедестале. Постановлен на народные средства




150 лет назад в столице донского казачества городе Новочеркасске начался сбор народных средств на памятник легендарному первопроходцу Сибири Ермаку Тимофеевичу.


ст.Качалинская. Памятный знак в честь Ермака.

Задолго до 1871 года Донское казачье Управление было уверено: Ермак родился в 1532 году в тех самых местах, которые впоследствии были обозначены на исторических картах Войска Донского как городок Качалино и станица Качалинская (ныне – Волгоградская область).


Тогда интернета не было, и никого не смущала современная информация: в Архангельской области родиной Ермака считают, как минимум, три деревни; по другим версиям, он родился либо в Перми, либо в сибирских вотчинах промышленников Строгановых. Есть и другие варианты.

Речь сегодня не о том, а о сути такого явления, как «всенародное почтение славных сынов Отечества».

Забегая вперёд, нужно «огласить» надписи, которые были сделаны на новочеркасском памятнике (его установили аж в 1904 году, то есть сбор средств шёл … 27 лет, но на то имелись объективные причины, о чем речь пойдёт далее).

Так вот, на лицевой стороне значится: «Ермаку донцы. 1904. 1581». Даты символизируют год установки памятника и год начала сибирского похода Ермака.

На тыльной стороне постамента выбиты слова: «Донскому Атаману Ермаку Тимофеевичу, покорителю Сибири от благодарного потомства. В честь трехсотлетия войска Донского. Окончил жизнь в волнах Иртыша 5 августа 1584 года».

А ниже приведены слова русского историка Н.М. Карамзина: «Россия, история и Церковь гласят Ермаку вечную память».

Всё это объясняет тот патриотический порыв, что зародился более 150 лет назад.


  • Во время торжеств по случаю 300-летия Войска Донского, проходивших в Новочеркасске 21 мая 1870 года, начальник штаба генерал-майор Леонов передал служебную записку Государю Наследнику Цесаревичу, Августейшему Атаману казачьих войск Александру Александровичу (будущий император Александр III) с прошением казаков дозволить установку в донской столице памятника легендарному атаману Ермаку.

Вскоре последовало высочайшее разрешение на удовлетворение данного прошения и повеление об открытии подписки для сбора необходимых средств.

Примечательно, что на объявленную подписку в 1871 году откликнулись не только донцы.

Особенно много пожертвований поступило от жителей Урала и Сибири. И не удивительно. Там Ермака давно чтили. Его именем были названы заводы, перекоп, городище, камень, а точнее, скала на реке Чусовой. Его поход отражен в трёх летописях. Сибирский архиепископ Каприан первым создал поминальный список участников похода.

К слову, первый в России памятник Ермаку был установлен в 1839 году в Тобольске, тогдашней столице Сибири.

Вообще же сбор средств на новочеркасский памятник Ермаку Тимофеевичу продолжался в России, как уже отмечено, более четверти века. При этом основную «тормозящую» роль сыграла очередная русско-турецкая война (1877 – 1878), обеднившая население и породившая много насущных проблем.

В итоге всероссийская подписка возобновлялась трижды – в 1881, 1883 и 1888 годах.

В 1889-м была создана специальная комиссия по строительству памятника Ермаку, в которую вошли несколько видных меценатов и государственных деятелей.

Определённый толчок к сбору денег дало стихотворение Н.И. Красовского «Опять на Родине», напечатанное в «Донской Речи». Стихотворение заканчивалось словами:


И скоро, может быть, в грядущих поколениях Изгладится совсем и имя Ермака.


  • Войсковой наказной атаман князь Н.И. Святополк-Мирский сделал на нём надпись: «Изгладится? Никогда! Поддержите, станичники, мое атаманское слово. Памятник Ермаку начнём строить с будущего года». Стихотворение с припиской было напечатано в количестве нескольких тысяч и разослано по всему Дону.

Желая ускорить сооружение памятника, Святополк-Мирский рекомендовал начальникам строевых казачьих частей, станичным атаманам принять активное участие в сборе добровольных денежных пожертвований, а также просил предоставлять ему списки жертвователей – для «словесного душевного поощрения».

К 1897 году общая сумма собранных средств (с набежавшими банковскими процентами)  составила уже 92 тысячи рублей.

Но автор монумента академик М.О. Микешин к этому времени умер, и сооружение памятника было поручено академику В.А.Беклемишеву. Однако тот имел свои воззрения, которые отличались от подходов Микешина, а поскольку изначальный проект был ранее одобрен царём, то Беклемишеву пришлось обосновывать переделки. Это затянуло весь процесс и потребовало дополнительных расходов.

Желая ускорить дело, Управление Казачьего Войска провело Большой круг и передало из своей казны остальную потребную сумму (около 40 000 рублей). При этом только работы по устройству фундамента, площадки вокруг памятника и «сооружение гранитной скалы» оценивались в 27 063 рубля. Комиссия же приняла решение построить также тёплую сторожку и ограду вокруг памятника…



Но это, как говорится, уже подробности по освоению народных пожертвований и денег из казачьей казны (их выделение, несомненно, вынудило казачий люд «потуже затянуть свои пояса»).

В конце концов, 6 мая 1903 года, в день рождения Николая II, на Соборной площади состоялась торжественная закладка памятника Ермаку. А 6 мая 1904-го, т. е. ровно через год, прошла грандиозная церемония по его открытию.



Примечательно, что в 1918 и 1938 годах ретивыми большевиками предпринимались попытки низвергнуть памятник, на котором значились «крамольные» слова: «атаман» и «Церковь». Но это оказалось сложно сделать по техническим причинам, а взрывать его не стали, всё-таки «покоритель Сибири».

В 1942 году гитлеровцы-оккупанты тоже намеревались свалить Ермака с постамента, но вышли старые казаки и объяснили коменданту, что донской атаман – «он не вождь и не большевик»…


С той поры памятник не раз ремонтировали. А в 2001 году, в рамках целевой программы «Культура России», были проведены капитальные ремонтно-реставрационные работы на сумму 200 000 рублей. Разумеется, средства эти взяли из госбюджета, но кто его наполняет, этот самый бюджет? Не простой ли народ, по большей части?..


Подготовил Михаил ЛОЩИНИН – специально для сайта «СДКВ».


Использованы архивные и печатные материалы Новочеркасского музея истории Донского казачества.

Ростов-на-Дону.