Как донской казак Лондон покорял




Во время русского Заграничного похода (1813) сводный казачий отряд захватил Гамбург. Командиры решили сообщить новость союзникам-англичанам. Гонцом стал простой донец.


Гонца звали Александр Григорьевич Землянухин. От роду ему было 60 лет (по другим данным – 54 года). Вместе с ним на службе состояли и его сыновья.


Иллюстрация вверху: Казак Землянухин в Лондоне. Художник Родион Кузнецов.


Этот казак Войска Донского начал свою службу ещё при Суворове. Он также участвовал в кампании 1812 года, имел представительную внешность, а на широкой груди – воинские награды.

Перед тем, как отправиться казаку из Германии, его особо не утруждали знанием этикета, но дали строгий наказ: даров дорогих не принимать, всякими посулами не соблазняться!

В Англию донец явился весьма своеобразно. Он был при полном комплекте казачьего вооружения. Но ехал от пристани не верхом, а в карете, из которой торчала пика.



Иллюстрация по гравюре XIX века, на которой изначально было написано: «Донской казак Александр Земленутин. Художник Andrea Freschi».

Лондонцы долго пребывали в состоянии оторопелости: свою роль сыграли представительная внешность гонца, солидная седая борода и весьма импозантный казацкий костюм.

Внешность Землянухина подробно описывалась в газетах. При этом большой восторг вызывали «добрые глаза и кроткая внешность», хотя тут же приводился ответ на вопрос: «скольких французов храбрый казак убил вот этой пикой?» – тот отвечал, что «трёх офицеров и всякой сволочи несколько четвериков».

Дамы старались заполучить локон с головы русского или «немножко его бороды». Пойди им на встречу, Александр Григорьевич остался бы совершенно безволосым. Но он с улыбкой отвечал: «Извиняйте великодушно!» – мол, своя мадам дома ждёт. Женщины щедро дарили на память казаку головные платки, и набралось их изрядно, потому как «господин посол» решительно отвергал иные, более дорогие подношения.

Казака водили в театры, где сажали в ложи, в окружении тогдашних аристократов. И даже предложили дом в Британии и немалую пенсию – дескать, только оставайся у нас. Но Землянухин помнил про наказ и честно отказывался от всех сулимых благ.

Хотя имидж России поддерживал на высочайшем уровне. Он даже устроил показательные учения по казацкому стандарту для трёх сотен гвардейцев. При этом показывал чудеса джигитовки – от хватания с земли монет на полном скаку до виртуозной рубки – и это в солидном возрасте!

Александр Григорьевич побывал на приёме у самого принца. И совершенно очаровал того своей скромностью, отказавшись принять в дар 1000 фунтов. Чтобы понимать стоимость подарка, стоит учесть, что британец, имевший годовой доход в 100 фунтов, считался в ту пору представителем среднего класса. А на русские деньги даримая сумма составляла 24 000 рублей ассигнациями.

Примечательно, что принц уговорил казака подарить ему комплект своего вооружения (сегодня пика, сабля и пистолет Землянухина хранятся в военном музее Британии). А взамен «всучил»-таки «аглицкую» саблю, пистолет, ружьё и складную пику, изготовленные на заказ и богато украшенные.

В общем, Землянухин блестяще выполнил свою миссию. И после его отъезда на родину британские газеты ещё несколько месяцев вспоминали на все лады визит донского воина.

Ну а судьба нашего героя сложилась вполне ожидаемо. Вскоре после поездки в Лондон его отпустили со службы, и он остаток дней провёл дома. Где и умер, как мечтал, в окружении сыновей и жены. Про Лондон говорил так: «Там хорошо, но дома лучше».


Подготовил к печати Сергей ЗАХАРОВ. По материалам yandex.ru/media/battlez.



Донской казак Землянухин. Скульптор Константин Чернявский.