Особая Черта в казачьей Памяти




Донцы одобряют идею по участию Воронежской области в воссоздании «своих» исторических объектов на Белгородской линии, защищавшей Московию от набегов степняков-кочевников.


Рассказывает координатор военно-патриотической и краеведческой работы Северо-Донского казачьего войска (штаб в Воронеже) Игорь Алексеевич ПОНОМАРЕВ:


  • – Прошлое Белгородской защитной линии (она же Белгородская засечная черта) неразрывно связано с историей казачества, в том числе воронежского, ведь казаки составляли во многих крепостях большинство служилых людей гарнизонов (подробнее о Линии – в краткой Исторической справке; см. ниже).

Не делая экскурса в старину, скажу, что заслуги конных стражников Московии не остались без внимания на самом высоком уровне: в прошлом году сам президент Путин поручил Министерству культуры РФ изучить названную Линию и организовать по ней различные туристические маршруты (включая «крепости-острожки, поставленные казаками совместно со стрельцами и прочими детьми боярскими»).

Во исполнение означенного поручения на территории Белгородской, Воронежской, а также Липецкой и Тамбовской областей в 2021 году будет проведена соответствующая археологическая разведка, а историки проведут экспертизу по включению конкретных мест в Единый госреестр объектов культурного наследия.

Правительство Воронежской области уже получило из Министерства культуры РФ проект мероприятий по выявлению объектов культурного наследия регионального значения на Белгородской защитной линии.

Обо всём этом недавно сообщила через СМИ пресс-служба областного правительства. При этом сказано, что губернатор Александр Гусев сразу же «поставил задачу профильным исполнительным органам госвласти совместно с воронежским научным археологическим сообществом заняться организацией археологической разведки».

«Переходя от слов к делу», глава региона выразил надежду на то, что в первую очередь основательные исследования будут проведены в рамках нового областного проекта «Придонской историко-природный парк «Костёнки-Борщёво-Архангельское». Современный туристический кластер».

Что ж, это хорошо! Как известно, крепость Костёнск была основана на берегу Дона в XVII веке и входила в число городков-острожков Белгородской засечной черты. Историческая реконструкция под условным названием «Городок Костёнск» была бы кстати. Ведь одно дело – читать о нашем историческом прошлом, а другое – «увидеть всё воочию».


Достойным примером в этом направлении может быть Просветительный центр «Город-крепость Яблонов» в Корочанском районе Белгородской области, созданный более года назад.

Поскольку я постоянно интересуюсь делами дружественного СДКВ Белгородского округа Союза казаков России (атаман Е.И.Костюков), то знаю, что названный Центр планово используется им в патриотической работе с казачеством, а совсем недавно там побывали младшие воспитанники войскового военно-исторического клуба «Белгородская засечная черта».



Фото Дианы Капитулы.

Как рассказал есаул П.А.Загорулько, работники Центра радушно встретили ребят. Те вместе с экскурсоводом осмотрели укрепления, башни и стены крепости Яблонов. Затем ознакомились с выставочными образцами вооружений и костюмов. Во дворе «обследовали» пороховой погреб, кладовые, дом воеводы. Особо впечатлило всех посещение ремесленных мастерских – гончарной, ткацкой и кузнечной…

В общем, было интересно, познавательно и полезно.

Надеюсь, что задуманный воронежский «Городок Костёнск» столь же придётся по душе нашим казачатам, ведь у нас тоже есть подобные военно-исторические клубы в станицах. Есть также подшефные кадеты и детдомовцы. К слову, до пандемии по коронавирусу проводились экскурсии в нашем войсковом и станичных музеях, были организованы выставки оружия для населения.

Очень хочется, чтобы ограничения по ковиду-19 были поскорее сняты. Тогда, глядишь, и экскурсии в «Город-крепость Яблонов» можно будет организовывать – это пока свой подобный музей в знаменитых Костёнках не создадут (в дополнение к тамошнему музею мамонтов и стоянок первобытных людей!).


Записал Кирилл ЛОГВИН. г.Воронеж.




КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА


  • Белгородская оборонительная линия протяженностью около 800 км защищала в XVII веке государство Московское от крымско-ногайских набегов. Её укрепления располагались на территории современных Белгородской, Воронежской, Липецкой и Тамбовской областей РФ, а также в пределах Сумской области Украины.

Административное и военное управление оборонительной линией размешалось в Белгороде (Белгородский приказный разряд).

В комплекс сооружений входили остроги (города-крепости), инженерные сооружения типа валов и устроенные лесные завалы (засеки).

В годы создания Черты стоявшие на ней дозорные пункты, городки и остроги (острожки, крепости) населялись, в основном, казаками. Это были так называемые «городовые казаки» – служилые люди, нанятые государством в городах, близких к Москве, а также бывшие вольные казаки Придонья (Прихопёрья) и др. мест.


Из крепостей на самой Черте и для её усиления выросли такие города, как Новый Оскол, Карачёв, Перекоп, Орёл, Курск, Воронеж, Острогожск, Ряжск, Белёв, Елец, Усмань, Тамбов…

В районе современного Мичуринска Белгородская черта соединилась с Симбирской чертой, а Симбирская (на территории нынешней Ульяновской области) – с Закамской. В тогдашней России её дополняли также: Изюмская черта (400 вёрст, прикрывала Слободскую Украину), Пензенская и Сызранская (от Симбирской черты на Пензу и Сызрань).

Белгородская линия утратила своё военное значение в середине 18 века. Она эффективно снизила риск грабительских вторжений в центральные и южные районы России и способствовала русскому заселению огромных черноземных территорий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *