Винтовка донская, карабин казачий…


История одной фотографии. На снимке, сделанном в марте 2019г., запечатлён атаман станицы Панинской Игорь Пономарев. Он рассказывает о кавалерийском оружии…






Дело было в Эртильском районе. Здесь имеется «Деревенька 17 – 19 веков» – музей крестьянского быта, организованный местным родовым казаком Владимиром Брежневым.


Сюда не раз приезжали станичники Хопёрского полкового округа Северо-Донского казачьего войска (окружной штаб находится в городе Новохопёрске). Тут есть что осмотреть-«пощупать», поскольку имеются «жилые» и хозяйственные постройки, мастерские, сельхозинвентарь и многое другое – общий музейный фонд превышает 3 тысячи экспонатов.


  • Атаман Пономарев уже бывал здесь с подшефными школьниками и молодым казачьим пополнением, чему Владимир Брежнев был только рад.

На этот раз вышло так, что Игорь Алексеевич спонтанно выступил в роли экскурсовода-«оружейника» для своих братов – хопёрских казаков. Как говорится, взял в руки карабин и – давай о нём толково рассказывать!


Разумеется, Игорь Алексеевич не провёл перед этим бессонную ночь, чтобы подготовиться к «лекции», – он всегда, практически с ходу, готов рассказать о любом виде огнестрельного или холодного оружия (особенно казачьего). У него есть любимое выражение, которое звучит так: «Казак потому и казак, что он с детства – при коне и оружии».

Ясно, что сейчас речь идёт о конкретном хобби атамана Пономарева. Этому увлечению очень много лет – почти столько же, сколько самому знатоку «отечественных армейских, казачьих и иных вооружений».

Оказывается, атаман – сын кадрового военного, он даже родился за границей, где служил отец. Так что, с малых лет «шнырял» по гарнизону, весь измазанный в оружейном масле. Когда в армию был призван, «вволю настрелялся, а с АК не расставался».


Став станичным атаманом почти два десятка лет назад, И.А. Пономарев и вовсе «дал волю» своему хобби: стал организовывать военно-полевые сборы и летние лагеря для казачат, вёл стрелковый кружок при Центре по воспитанию «трудных пацанов» священника Феодора Миненкова (Царствие ему небесное!), создал  станичный патриотический клуб «Красная Звезда», участвовал со своими подопечными в реконструкции различных военно-исторических событий воронежского края, пополнил экспозицию в музее казаков-предков (с.Шукавка Верхнехавского района), много раз устраивал акции «Георгиевская ленточка Победы», выставки оружия и боеприпасов, «салюты» по праздникам…


Для всего этого, естественно, требовался «ружейный арсенал и прочие железки». Где брал? Собирал, «то тут, то там». Прикупал «по случаю». Наладил деловые контакты с ДОСААФом. Просил автоматы и прочее «на время», в том числе в широко известном военно-патриотическом клубе областного центра (так было, к примеру, года полтора назад, когда Пономарев по своей инициативе организовал познавательную оружейную выставку для воспитанников Воронежского детского дома, над которым шефствует Северо-Донское казачье войско. На ней, к слову, присутствовали и другие подшефные СДКВ – кадеты Верхнемамонского казачьего корпуса).

Нет ничего удивительного в том, что к увлечению Игоря Алексеевича с пониманием относится его супруга Елена Анатольевна. Хорошо разбирается в оружии сын-казак Юлиан, уже отслуживший срочную службу в Дивизии особого назначения имени Ф.Э.Дзержинского; «с рождения» тянется к шашке внук-казачок Димка, которому идёт третий годик…   

Об «оружейном хобби» атамана известно многим. Однажды даже случился «предвыборный конфуз»: оппоненты кандидата в депутаты Пономарева «настучали» в полицию: дескать, он «до зубов вооружился, не иначе как казачий бунт против властей готовит». Проверили – выяснилось, что всё «всё по закону, всё честь по чести».

… Ту фотографию, о которой сегодня идёт речь, «хозяин» «деревеньки 17 – 19 веков» Владимир Брежнев разместил на своём музейном сайте. Здесь же имеется репортаж, в который попал атаман Пономарев, рассказывающий казакам о карабине. Полезная ссылка: 

http://tv-gubernia.ru/novosti/rajony/ertilskij/voronezhskaya_etnoderevnya_otkryvaet_sezon_ekskursij/

По просьбе редакции сайта «Северо-Донское казачье войско» И.А.Пономарев подготовил «доступную для всеобщего понимания» статью о казачьем огнестрельном оружии.

Виктор ШЕВЧЕНКО, обозреватель сайта «СДКВ».





В ТЕМУ. Продолжение


Про донские винтовки и карабины


Если судить по электронной Свободной энциклопедии (ru.wikipedia.org), то термин «карабин» в большинстве случаев означает «укороченная винтовка» и понимать под карабином можно любое короткое ружьё для конницы.


Однако в справочной литературе (например, в исследовании Виктора Прошева) можно встретить такое утверждение: «Что же касается казачьих карабинов, то первый из них увидел свет лишь в 1907 году». При этом имеется в виду модифицированная винтовка-трёхлинейка Мосина образца 1891 года.


Большие знатоки оружия Алексей Клишин и Борис Фролов не употребляют термин «карабин», когда речь идёт о казачье-кавалерийском вооружении 19 века, – они именуют его «донскими» и «кавказскими» винтовками.


В любом случае, винтовки (карабины) для конников уже тогда были короче, чем пехотное оружие, – для удобства действий верхом. Некоторое снижение точности стрельбы при этом оказывалось несущественным, так как метко стрелять с движущегося коня всё равно практически невозможно.

Кроме укороченного ствола такие образцы имели боковые антабки для ношения ружья за спиной, а не на плече, как в пехоте.

Между прочим, формально относящиеся к кавалерии драгуны являлись, по сути, посаженной на конские спины пехотой; они имели не винтовки (карабины), а специальные драгунские ружья, лишь немного короче и легче обычных пехотных, так как с лошади никогда не стреляли, а вместо этого перед атакой спешивались.

Укороченные же винтовки имели кирасиры (тяжёлая кавалерия, вооружённая также палашами и металлической кирасой, прикрывавшей корпус; задача кирасир – таранный удар по пехоте), иногда гусары (легкая кавалерия, предназначенная для рейдов по тылам, преследования  разбитого противника, устройства засад и т.д.), уланы (лёгкая кавалерия передней линии, главное оружие – пика) и казаки.

Давайте совершим экскурс в первую половину 19 века – рассмотрим процесс рождения и использования нарезных винтовок (карабинов) сугубо казачьего предназначения.

Казаки относились к иррегулярным («станичным», собираемым по «тревоге») войсковым подразделениям. То оружие, с которым казак шёл в бой, было его собственным. С ним он и воевал, и охотился. В своей массе станичники были людьми небогатыми и не могли себе позволить дорогое и качественное оружие. Из-за этого в отдельные периоды казакам бесплатно передавали ружья, снятые с вооружения регулярных войск.


Царское правительство не осталось безучастным к такому положению дел, и в 1832-м и 1846-м годах были введены «пробные» образцы казачьих ружей. Но проблему это не решило.

В Крымской войне 1853–1856 гг. в очередной раз проявились отличные боевые навыки казаков, но их копеечное вооружение было не только позорным, но и представляло серьёзную опасность для их владельцев.


  • На снимке: Конница Русской армии – гусары и казаки в Крымской войне 1853 – 1856 годов.

Сразу после окончания Крымской войны, в 1857 г. начались работы по созданию казачьей винтовки (название «карабин» при этом не использовалось). О гладкоствольном оружии уже никто не вспоминал.




Далее можно выделить 6 образцов казачьих винтовок, известных на сегодняшний день:


  • Донская винтовка 1857 года.

Это была ударная, капсюльная, дульнозарядная винтовка со стволом, аналогичным русской стрелковой 6-линейной винтовке образца 1856 года: ложа азиатского типа с узким прямым прикладом, угол наклона которого к оси ствола очень мал; курок западноевропейского типа с кольцом, а не с привычной курковой спицей (кольцо при верховой езде не портило обмундирования и не травмировало спину, в отличие от спицы).

Конструктивную основу ДВ-1857 составляли идеи и разработки оружейника Александра Евстафьевича Чернолихова, именно поэтому всякую донскую винтовку и поныне именуют «чернолиховкой». Кстати, А.Е.Чернолихов был учителем знаменитого советского оружейника Федора Васильевича Токарева.


  • Донская винтовка образца 1859 года.

Сестрорецкий оружейный завод внёс «некоторые изменения» в образец 1857 года – согласно замечаниям наказного атамана Войска Донского и Императорского комитета по улучшению штуцеров и ружей.


  • Кавказская винтовка Линейного казачьего войска образца 1859 года.

Данная винтовка – это развитие работы Чернолихова, к которой приложили руку безымянные оружейники Линейного казачьего войска. Кстати, очень часто эту винтовку называют «бельгийской системой» или «системой Таннера» (по имени бельгийца-промышленника), что не соответствует действительности.


  • Модифицированная донская винтовка образца 1859 года.

Императорский комитет по улучшению штуцеров и ружей рассмотрел новый донской вариант и часть предложенных изменений принял.


  • Общая казачья винтовка образца 1860 года.

На рубеже 1859 – 1860 гг. зашла речь о едином образце винтовки для всех казачьих войск. Но Императорский комитет посчитал, что «особенной выгоды от этого не представляется». Однако вскоре практически все новые изменения, предложенные в ДВ-1857 и последующие образцы донской и кавказской винтовок, были учтены.

Новый, общий образец винтовки для всех казачьих войск был высочайше утверждён 15 марта 1860 г.


  • Общая казачья винтовка образца 1860 года модификации 1862 года.

В 1862 году было введено важнейшее изменение – более удобный прицел по типу винтовки казаков-линейцев.


Любопытен приказ по Кавказскому линейному казачьему войску от 21 июня 1860 г., который определял порядок поступления оружия казакам:


1. Раздавать оружие исключительно нижним чинам, состоящим в строевых частях.

2. У спущенных на льготу или перечисленных во внутрислужащие – ружья отбирать и передавать поступающим на службу. Казакам расплачиваться между собой.

3. Казакам, заплатившим за ружье и прослужившим 3 года, разрешается его продавать, но только строевым казакам.

4. Уплата денег за ружье в течение трёх лет.

5. Ружья, приобретённые на средства командиров частей, как составляющие их собственность, могут распределяться по их личному усмотрению.

До наших дней дошло малое количество казачьих винтовок того или иного образца 19 века. Как утверждают упомянутые выше знатоки оружия Алексей Клишин и Борис Фролов, «после снятия с вооружения казачьи винтовки верой и правдой служили казакам-охотникам… У винтовки убирали нарезы, прицел и получали отличное ружьё».

Между тем, в конце XIX века российская императорская армия столкнулась с проблемой серьезного технического отставания в части стрелкового вооружения. Исправить ситуацию была призвана 7,62-милиметровая винтовка-трёхлинейка Мосина образца 1891 года. Она стала на долгие годы основным оружием стрелковых частей и подразделений.

В 1910 году винтовка подверглась первой серьезной модернизацией под новый патрон с остроконечной пулей. Ещё один серьезный рестайлинг был произведен в 1930 году, после чего винтовка получила свое окончательное название: винтовка Мосина образца 1891/1930 года.

В разные периоды выпускались различные модификации. Наиболее известными и распространёнными являются следующие варианты:

— пехотная винтовка;

— кавалерийская винтовка укороченных размеров;

— казачий карабин.

Первый из казачьих карабинов появился в 1907 году. Он отличался меньшей длиной, дальность его стрельбы составляла всего 1 000 метров, в отличие от 2 000 «винтовочных» метров.




Карабин Мосина был серьезно модернизирован в 1938-м, а более всего – в 1943 году (например, разработан патрон нового образца), однако при этом используется термин «карабин Мосина образца 1944 года» – с этого года начался массовый выпуск оружия. К слову, одновременно с принятием карабина на вооружение РККА в 1944-м производство винтовки-трёхлинейки было прекращено.

Магазин карабина на базе винтовки Мосина вмещает 5 патронов, перезарядка которых осуществляется вручную, используя функцию отсечки нижних патронов. В отсутствие предохранителя запирание ствола и перезарядка происходят благодаря скользящему поворотному затвору, имеющему два упора. Затвор снабжен цилиндрической боевой пружиной и простым ударником.

Одной из отличительных черт карабина образца 1944 года является наличие несъемного штыка, складывающегося вбок.

На смену «мосинскому» карабину в 1949 году пришли самозарядный карабин Симонова – СКС и автомат (автоматический карабин) Калашникова – АК, которые создавались как карабины с самого начала и не имели уже соответствующих им систем винтовок.

Более того, в послевоенное время стало возможным уже и создание винтовки на базе карабина: к примеру, в некоторых странах СЭВ на базе АК были созданы снайперские винтовки.

Подготовил Игорь ПОНОМАРЕВ,

казачий войсковой старшина СДКВ.