Рождество по казачьим традициям. Любо!


Праздничное обращение казачьего полковника Виктора ГАЛУШКИНА – атамана Северо-Донского казачьего войска, члена Рабочей группы по делам казачества в Воронежской обл.




– Дорогие собратья, казачьи семьи, наши духовные пастыри, подшефные кадеты и все другие ближние и дальние друзья-сподвижники!


От имени правления СДКВ и от себя лично сердечно поздравляю всех вас с наступающим Светлым праздником Рождества Христова!


Дорогие мои! Люди православные! Только что мы проводили 2020-й год по гражданскому календарю, пришёл черёд Рождества Христова. Хочу напомнить, что ежегодная традиция донских казаков отмечать Новолетие сводилась, в основном, к широкому празднованию Рождества как Великого православного торжества, ибо Божий сын Иисус Христос, явившись Свету во времена всемирной смуты, даровал своим современникам и всем будущим поколениям людей веру во Спасение и лучшую долю.


Отрадно, что и ныне многие из наших казаков держали пост, помогали не только ближним своим, но и приютским старикам, детдомовским сиротам, а главное – приводили в порядок свою душу: молились, исповедовались, причащались, просили у всех прощения и сами не держали обиду на тех, кто вольно или невольно нарушил Христовы заповеди.


  • К сожалению, пандемия по коронавирусу не только обязывает соблюдать масочный режим, но и «побуждает» казаков старшего возраста с осторожностью участвовать во всенощной службе под Рождество; к примеру, приходить на молитву не в «час пик», а утром. И вообще, нужно ли идти в Божью обитель чисто формально, из простого интереса или «за компанию»?

  • Полагаю, можно реально и не присутствовать в храме, но более искренне и горячо возрадоваться в своей молитве тому, что «Божий Сын, наш Спас родился!..», просить Господа за живых и почивших казачков и казачек, особенно за тех, которые жили во Христе, пали во славу Отечества или стали жертвами исторических перипетий и безбожного беззакония.

В старину, как известно, после всенощной казаки обязательно предавались праздничной трапезе. При этом на среднем и нижнем Дону сначала разговлялись «голодной» кутьёй (её ещё называли «вечерей», которую готовили к Рождеству из пшеницы или ячменя). К кутье полагалось подать взвар (узвар) – компот из сухофруктов. Кутью вместе с взваром предварительно окропляли святой водой. Первая ложка кутьи предназначалась главе семьи.

Кстати, не вижу ничего худого в том, что во многих казачьих местах вечером 6-го января дети и подростки «носили вечерю», то есть посещали с кутьёй своих крестных родителей, бабушек с дедушками, прочих близких родственников. Гостей, как правило, одаривали. Шли расспросы и пожелания. Это сближало людей.


Вообще же традиции были разные – бывало, и взрослые казаки колядовали, «посевали», разносили кутью. Более того, известен донской обычай, когда по дворам с праздничным «повещаньем» о Рождении Христа ходили самые уважаемые люди – заслуженные старики во главе с атаманом. Принимать такую компанию у себя дома считалось почётным делом.

Понятное дело, что 7-го января на Рождественском столе у казаков было великое множество закусок. Суть не в том. Главной целью праздничного застолья в старые времена была «степенная беседа» – душевный разговор. Стол ведь накрывался, прежде всего, для братьев, кумовьёв, друзей и соседей. В кругу близких казаки пели как весёлые, так и грустные песни, поскольку, с одной стороны, все радовались рождению Святого младенца, а с другой – скорбели о предстоящей доле Великого мученика Христа; заодно и поминали усопших.


  • Вот такие традиции годятся для возрождённого казачества, для всех православных. Надеюсь, что у нас, браты-казаки, найдутся душевные и телесные силы к тому, чтобы именно таким, а не пьяно-разгульным – постыдным образом отметить в 2021 году (да и потом тоже) Рождество Христово. От нас самих зависит, какие традиции мы закладываем и какой пример подаём подрастающим поколениям – нашему будущему, которое должно расти в православной заботе и с пониманием Христовых заповедей.

Ещё раз – с праздником всех! Пусть наши дома обходят стороной болезни, печали и горе! Будем же чтить старших, заботиться о младших и всемерно возрождать православное казачество. Иисус Христос с нами!