Будьте счастливы, дорогие женщины-казачки!
В День российских казачек правление СДКВ сердечно поздравляет донских станичниц всех поколений с праздником и дарит им «свои душевные песни».
От имени правления, с наилучшими пожеланиями – войсковой атаман, член рабочей группы по делам казачества в Воронежской области казачий полковник В.В.ГАЛУШКИН.
Член правления СДКВ, краевед-координатор, атаман станицы Панинской войсковой старшина И.А.Пономарев (на снимке — слева, справа — войсковой атаман В.В.Галушкин):
– Отмечаемый 4 декабря «Бабий казачий праздник» был учреждён Екатериной II в 1774 году.
Как сообщают исторические и энциклопедические издания, он был установлен в честь казачек малочисленного гарнизона станицы Наурской на Тереке, которые в июне означенного года защитили себя и своих детей от объединённого отряда горцев и османов (русско-турецкая война 1768—1774). Многих из них императрица наградила медалями.
Сегодняшний праздник приурочен к православному празднику Введения во Храм Пресвятой Богородицы (4 декабря). И это можно только приветствовать, потому как казачество не мыслит себя без православия, а Матерь Божья – наша хранительница от всех бед.
Между тем, в последние десятилетия День российских казачек принято именовать также Днём матери-казачки – в связи с тем, что 24 июня отмечается памятный День казачки, приуроченный непосредственно к победе наурских казачек над врагом.
Наверное, будет уместно отметить, что День российских казачек как бы вобрал в себя День донской казачки, который ныне не отмечается так широко, как следовало бы.
Увы, сегодня многие даже не знают, что «наш родной» День донской казачки в дореволюционное время праздновали 21 ноября. Именно 21-го числа 1816 года прославленный атаман Матвей Иванович Платов в приказе по Войску Донскому написал, имея в виду казачек:
«Пускай верность и усердие их, а наша за то к ним признательность, взаимное уважение и любовь, послужат в позднейшем потомстве правилом для поведения жён донских».
Поначалу День донской казачки отмечали в станицах, а конце ХІХ — начале XX века и в городах. Краеведческие источники рассказывают, к примеру, о том, как в столице казаков всех войск Новочеркасске в этот праздник проходил Казачий бал. В городском Собрании армии и флота собиралось донское атаманство (так называемая старшина), сюда приглашали казаков всех войск, юнкеров, офицеров казачьих гвардейских полков, чиновников, студентов, знатную интеллигенцию.
Программа праздника включала новомодные танцы и песни, но, прежде всего, приветствовались народные казачьи таланты: исполнялись донские песни и танцы.
Дончихи-курсистки организовывали богатый и изысканный буфет со станичными деликатесами. На таких балах своей красотой всегда выделялись казачки.
Без всякого сомнения, на Дону сложился особенный образ женской красоты. Даже известный историк Д.Сухоруков вот как описывал казачек:
«Представьте красавиц роскошной Азии, смешанные вместе черты черкешенок, турчанок, татарок, русских и тогда получите общее понятие о красоте обитательниц Дона. Пламенные чёрные глаза, щёки, полные свежей жизни, величайшая опрятность и чистота в одежде. Они, как и все женщины, любили наряды, румянились, выходя в гости или в церковь».
Отрадно было читать на войсковом сайте СДКВ, что в недавние, «доковидные» годы воронежская делегация наших донцов ездила в Липецк, где театр танца «Казаки России» и другие активисты возрождения традиций казачества проводили осенние Казачьи балы…
Разумеется, многим нашим казачкам-современницам сейчас не до балов – как говорится, не до жиру, быть бы живу. Они и раньше не о балах думали: детей растили, в повседневных хлопотах пребывали и свободной минутке были рады – чтобы варежки или носки связать, что-то скроить-выгадать и иным подобным способом «хорошенько отдохнуть». Но разве значимость Дня российских казачек от этого теряет своё значение?
- Дорогие наши бабушки, матери, дочери, сестры и даже внучки, а особенно жёны, которые терпят все «казачьи закидоны»! Спасибо вам за всё хорошее, за готовность … «встать за нас горой», если понадобится!
С праздником! Будьте счастливы!