Красная Звезда для атамана




Неожиданную награду получил атаман воронежской станицы Панинской Игорь Алексеевич Пономарев к 30-летию СКДВ и 20-летию своего атаманства в Панинском районе.


Перед этим «Большой семейно-родовой совет при атамане» посовещался и решил: в связи с означенными юбилеями и за большие заслуги по возрождению казачества в родном краю наградить «дорогого сына, брата, отца, дедушку и т.д.» семейной реликвией – орденом Красной Звезды, который принадлежал его прадеду – Барбашину  Михаилу Петровичу!


Самого фронтовика не стало в 1989 году. Он был скромным человеком и не особо любил вспоминать про войну. Отчего? Может потому, что ушёл на неё с тремя братьями и племянником, а вернулся один, притом со множеством ранений.

Собственного говоря, и про свои четыре ранения Михаил Петрович не особо распространялся. Это уже после его кончины Игорь Пономарев «обследовал» архивы, и оказалось, что красноармеец Барбашин М.П. был из тех русских солдат-воинов, которые своей удивительной живучестью и стойкостью «сильно досаждали» врагу.

Вот послужной список Барбашина Михаила Петровича:

668-й Артиллерийский полк – телефонист (ранен);

448-й Стрелковый полк – стрелок (ранен);

916-й Стрелковый полк – стрелок (ранен);

171-я Отд. стрелковая рота стрелок (ранен);

6575-й вещевой склад…  

Жаль, архивы не прояснили, за что именно рядовой Барбашин М.П. был отмечен Красной Звездой. Ведь сам он отвечал предельно кратко и скромно: «Видать, в боях заслужил…». Это и без того понятно, что заслужил! Как понятно и то, что красноармейцев на фронте чаще всего награждали медалями (например, «За отвагу» давали как бы за «персональный» героизм, а «За боевые заслуги» – за мужество, проявленное в составе подразделения).

Статут ордена, учреждённого ещё в 1930 году, изначально предусматривал награждение Красной Звездой «за личное мужество и отвагу в боях».

Последний в РФ соответствующий наградной указ датируется 19 декабря 1991 года. (Согласно ему, Пермяков Геннадий Анатольевич, Петренко Александр Павлович, Шаманов Владимир Михайлович и Лях Владимир Викторович были удостоены ордена за «за мужество и отвагу, проявленные при исполнении воинского долга»).

Так что, атаман Пономарев И.А., образно говоря, последний россиянин, который «поощрён» Красной Звездой за последние три десятилетия, вернее, после 19 декабря 1991 года.


Про заслуги атамана, про его активную жизненную позицию сайт «Северо-Донское казачье войско» писал не раз. Добрых дел на счету Пономарева – превеликое множество.  Супруга же Игоря Алексеевича пояснила, почему их «Большой совет» принял решение вручить семейную реликвию их «главному казаку». «Да знали бы вы, как он вкалывал и мотался в этом году! Кругом пандемия, всем от вируса беречься надо, а он дела делает», – сказала Елена Анатольевна.


Иными словами, свою роль сыграла конкретная и особо активная патриотическая и общественная деятельность атамана в 2020 году.

На эту тему можно опять-таки много написать, а выделяя «самое главное», надо сказать вот о чём.  Во-первых, в 2020-м атаман самолично (точнее, при поддержке жены и соседа-«дачника» Виктора Владимировича Рябишина) заложил «по месту жительства», то есть в посёлке Перелешинском, казачий Сквер Памяти (в честь 75-летия Великой Победы).

Во-вторых, он, оказывается, «ого как повоевал с чинушами и их лизоблюдами!», поскольку участвовал в выборах в «аж в областную думу»; правда, был не самовыдвиженцем, а шёл от народно-патриотического блока.

Как и предполагалось, в региональный парламент попали только первые лица из списка, но в любом случае, мне было оказано высокое доверие как патриоту и казаку; к тому же моя самооценка выросла, сам я получил огромный опыт общественного значения, – пояснил потом Игорь Алексеевич.

Что касается «предъюбилейного награждения» Красной Звездой, то атаман признался:


  • – Сердце переполняло волнение… Рука дрожала, когда на ладонь лёг ОРДЕН!.. Он будет у меня, как говорится, на вечном хранении, а потом передам если не сыну-казаку, то внуку – он тоже «добрячим казачком» растёт. Всё это радует. Особенно после того, как недавно прислушался и понял: дочь Диана читает нашему обожаемому казачонку Димке тот самый стишок, которым она когда-то поздравила меня с 23 Февраля. В нём есть вот какое четверостишье:

Я нарисую пистолет

И всадника в седле.

Я знаю: лучше папы нет

Героев на земле!


Подготовил Николай СТАРЫХ.




КСТАТИ


Когда материал уже был подготовлен к печати, я узнал интересные подробности.


Оказывается, прадед атамана Пономарева – Барбашин Михаил Петрович – рано потерял жену. Его дочке Зине – будущей бабушке Игоря Алексеевича – было тогда всего 6 лет (ещё в семье подрастал сын помладше).

Чтобы не мыкать горя одному, Михаил Петрович женился. Супругу звали Марией. У них родилась дочь, которую тоже назвали Зинаидой. Когда пришло время, сводные сёстры вышли замуж, разъехались. У Зины-старшей родилось двое детей, у Зинаиды-младшей трое. У каждой «образовались» внуки, правнуки…

Когда «дед Миша» был жив, считалось, что все едут в гости к нему, а когда его не стало, то «баба Маша» стала «собирать» всех родичей под одной крышей все там встречались за весёлым и настоящим семейным столом, поскольку все дружили, знались и т.д. Разумеется, всякий раз вспоминали о «родоначальнике», Михаиле Петровиче.

Что касается его ордена Красная Звезда, то тот сначала находился в доме фронтовика, потом – у Зинаиды Михайловнымладшей, а позже – у её ближайших родственников. Так могло и дальше продолжаться, потому что уже выросли внуки, есть правнуки… Но именно с «этой стороны» барбашинских потомков родилась инициатива: «представить Пономарева И.А. к ордену Барбашина М.П..». Понятное дело, родственники по линии Зинаиды Михайловны-старшей были тем более «за!».

… Всё это ещё раз убеждает: атаман Пономарев – уважаемый человек, ведь кто его лучше знает, чем наследники Михаила Петровича?


К слову, есть ещё одна интересная подробность, которую я зря не включил в свою публикацию (подумал, что она уводит в сторону. А если задуматься, то она ещё более характеризует атамана с «патриотической» стороны).

Вот что рассказал Игорь Алексеевич:

– Как оказалось, в одну пору с прадедом, кроме трёх братьев и племянника, на фронт ушёл ещё и двоюродный брат. Он пропал без вести. Таким образом, воевали шестеро (!), а вернулся один, Михаил Петрович. Где обрели свой вечный покой те пятеро остальных родственников, никто не знал. Но не так давно нашлась могилка одного из братьев – об этом сообщили из Тверской области. Я места себе не нахожу, уже не раз порывался в дорогу, но, сами понимаете, коронавирус, пандемия и прочие «сдерживающие факторы». В любом случае, настанет тот момент, когда я поклонюсь праху прадяди, высыплю на его могилку земельку воронежскую…


Николай СТАРЫХ.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *