Отсечь голову за … бороду
В 1689 году поклонник иноземного образа жизни Петр I выпустил указ, согласно которому запрещалось ношение бород. Нововведение вызвало массовые протесты.
В самых разных местах, но более всего в Сибири, вспыхнули восстания. Они возникали и позже. В 1698 году донские казаки более недели осаждали город Камышин на Волге «за бритье бород и новые обряды». Бунты подавлялись с чрезмерной жестокостью. Простых людей, а не только бояр, как принято считать, насильно лишали бород, а ещё — вешали, четвертовали, сжигали на кострах, сажали на кол…
А ведь русский люд взбунтовался вовсе не потому, что гладко выбритое лицо – это некрасиво и холодно. А потому, что молодой царь-«европеец» покусился, по сути, на святое.
Конечно, реформы, задуманные «во благо Руси дремучей», – это здорово, но «западники» и ныне грешат нетерпимостью по отношению к своему «дремучему народонаселению», хотят осчастливить его в целом, а не каждого в отдельности, как раз отсюда петровские секира, дыба, кол и прочее…
- В старом русском обществе считалось, что Бог создал людей по образу и подобию своему. Господь на всех святых иконах представал бородатым. Более того, царь Иван Грозный в 1550 году издал специальный указ, по которому бритье бороды признавалось серьёзным преступлением, за него даже от церкви отлучали. А могли и жизни лишить, если попадёшь царским опричникам под горячую руку. В свой черёд «тишайший» царь Алексей Михайлович за бритье бород (и табачное зелье) наказывал батогами.
Пётр, вместо того, чтобы следовать давней традиции бородоношения или постепенно менять её, распорядился создать отряд цирюльников из солдат, прежде бывших в его «потешных» войсках, которые отлавливали на улицах русских городов всех небритых и овечьими ножницами остригали им бороды. А заодно и одежду укорачивали, если она была на русский манер длиннополой. Даже стрельцы были в немилости, поскольку воспринимались царём как «раболепное быдло». Возникавшие по городам волнения, как уже сказано, жестоко подавлялись.
Беспощадная борьба с «бородатой Русью» приняла иной оборот, когда Петр I всё-таки сменил свой «запретительный» указ на другой, более мягкий, но грабительский и хорошо пополнявший казну – «О бритии бород и усов всякого чина людям, кромя попов и дьяконов, о взятии пошлины с тех, которые его исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков».
Согласно этому величайшему повелению от 16 (27) января 1705 года, каждый, кто отказывался брить бороду, был обязан платить особую пошлину, сумма которой зависела от чина и положения. Для дворян и чиновников годовой сбор составлял 600 рублей, купцы должны были платить от 60 до 100 рублей, слуги, извозчики, мелкий посадский люд и т.д. – по 30 рублей.
Крестьяне пошлиной не облагались, но каждый раз при въезде в город взималось по 1 копейке «с бороды».
Уплатившим пошлину выдавался специально отчеканенный «предъявительский жетон» – так называемый «бородовой знак».
С 1715 года была введена единая пошлина – 50 рублей с человека в год, что возмутило бородачей-простолюдинов, плативших по 30 рублей, однако на это не последовало и малейшей реакции.
Между тем, донские казаки изначально противились указу Петра I о запрете носить бороду и традиционную одежду. Но тут есть один любопытный нюанс.
В виду имеется Булавинское восстание (1707 – 1709). Чем оно было вызвано? Как известно, 6 июля 1707 года Пётр I издал указ о сыске беглых в придонских и хопёрских городках (перед тем усилились повинности крестьян, что вызвало их массовое бегство в казачьи земли). «Выдавать своих» казаки не желали и припомнили царю все свои старые обиды («цивилизованный царь» более всего не терпел «бунтарский казачий сброд», он охотно верил ложным доносам и наговорам), при этом постоянно возникал «бородатый вопрос».
- Несмотря на то, что восстание было жестоко подавлено, его итогом стало то, что действие петровского указа о запрете ношения бороды в отношении казаков было «приостановлено на неопределённый срок – до особого повеления». Похоже, царь поостерёгся тревожить лишний раз беспокойные казачьи станицы, к тому же в казаках возникла большая государственная нужда, в том числе по охране верфей и ведению военных действий. Так что, в дальнейшем казаков не принуждали к бритью лица.
Для других же слоёв населения пошлина на ношение бороды существовала и после смерти Петра I, отменили её лишь в 1772 году.
А до этого, в 1771 году, разнеслась молва, что из казаков будут делать гусарские эскадроны и станут брить им бороды. По этой причине произошёл мятеж на Урале.
Но и потом самодурство властей на местах продолжалось, из-за чего в 1773 году яицкими казаками был убит генерал Траубанберг — он приказал брить казакам бороды на главной площади; войсковой атаман, пытавшийся успокоить разъярённых станичников, также был лишён жизни.
На тот момент на Яике объявился царь-самозванец Емельян Пугачёв, который обещал жаловать всякого, кто присоединится к нему, бородой, а также рекой, землёй, хлебом, свинцом, порохом и вечной волей. Бунт, как известно, был скоро подавлен, но крови людской пролилось премного.
Во второй половине XIX века казаки на службе обязаны были гладко бриться, но им дозволялось оставлять усы.
«По возвращении домой с военной службы казак обычно перестаёт брить бороду, к 30-35 годам она достигает больших размеров и густо покрывает подбородок и щёки», – писал В.В. Бунак («Антропологический тип донских казаков», 1916). Фотографии, где станичники с бородами, — это, как правило, семейные снимки.
Примечательно, что в память о событиях 18 века в Музее истории донского казачества (г.Новочеркасск) хранится «бородовой знак»; на нём просматривается борода с усами и выбита его суть: «Деньги взяты».
Подготовил Сергей ЗАХАРОВ.
Использованные источники:
https://proza.ru/2015/03/23/995
http://vk.com/wall-106305023_126