«И нашли себе царя – Емельяна Пугача…»




28 сентября 1773г. донской казак Емельян Пугачёв от имени царя Петра III позвал народ под свои знамёна. Обещал лучшую долю.


Первый повстанческий отряд Пугачёв собрал в станице Бударинской (Бударинский форпост). Поселение было основано в 1740-х гг. на правом берегу Яика (ныне территория Западно-Казахстанской области Республики Казахстан) и входило во 2-й Лбищенский военный отдел Уральского казачьего войска.


Надо иметь в виду повстанческую предысторию. По одной из версий, в 1772 году в Яицком городке вспыхнуло «вооруженное сопротивление» казаков-старообрядцев против старшинской верхушки Войска и представителей правительства. Этот «стихийный бунт» был подавлен, но казаки не смирились, а затаились в ожидании повода к «сведению счетов».

Такой повод будто бы представился с появлением на Яике беглого донского казака Пугачёва, объявившего себя императором Петром III, который «спасся чудесным образом» от убийц, подосланных «евойной неверною женою Катькой», и пожелал навести справедливые порядки по всей России.

Между тем, Емельян Иванович Пугачёв родился в 1741 году в станице Зимовейской Донской области (ныне Котельниковский район Волгоградской области). Фамилия Пугачёв произошла от прозвища его деда Михаила Пугача.

В 1759 году Емельян вступил на военную службу казаком, принимал участие в Семилетней войне. В течение последующих двух лет воевал с турками и получил офицерский чин хорунжего. Затем вернулся по болезни на Дон. Но в 1772 году отправился «пытать счастья в южных и горных краях»; обретался на Тереке, а также за Кубанью, у казаков-старообрядцев (некрасовцев); жил и во многих других местах. Не раз попадал под арест за буянство и «злоязычные речи».

В мае 1773 года объявился в Казани. Из тамошней тюрьмы бежал на уральские просторы. И не зря. Яицкие казаки издревле славились не только стойкостью по отношению к старой вере и традициям предков, но и своим вольнолюбием.


Первый «повстанческий» отряд новоявленного «императора» Емельяна Пугачёва насчитывал менее сотни яицких казаков, служивых калмыков и татар. Но в результате «агитации» и «царского» обещания исполнить самые насущные чаяния, к ним присоединились оренбургские и другие казаки, горнозаводские работные люди, крепостные крестьяне, народы Урала и Поволжья – все те, кто желал лучшей жизни во время правления императрицы Екатерины II.


То есть, произошло соединение казачьего, антикрепостнического и национального движений.

Ряд историков прошлого и даже современности, оценивая этническую, социальную природу и характер «мощного казацко-крестьянского волнения», называют его восстанием. А ещё – крестьянской войной; мол, не зря же 31 июля 1774 года Пугачёва издал «податный указ» – об освобождении крестьян от налогов и крепостной зависимости.

Другие возражают: дескать, то был антиправительственный бунт, спровоцированный казаками и «героизированный» в советскую пору, а Емельян Пугачёв – «сущий разбойник, душегуб и гуляка».

Получается, в описываемый период и не было «каторжного труда горняков», «угнетения крестьян помещиками», «национального притеснения уральских и поволжских народов»? И разве ликвидация властями казацкого самоуправления на Яике, а также на Дону не сыграла свою роль в «чудесном явлении народу царя-благодетеля Петра III»? Случайно ли самозванца встречали хлебом-солью и колокольным звоном, везли пушки с заводов, всячески одаривали? И с чего бы он  вершил «суды праведные над помещиками и протчими кровопийцами»…

Однако, не станем дискутировать и вдаваться в подробности. Более того, сам двухлетний ход «восстания-бунта-гражданской войны» останется за темой сегодняшнего повествования – об этом надо отдельно и долго рассказывать. Давайте сразу переключимся на 21 января 1775 года.

Впрочем, будет уместно сказать хотя бы то, что «революции» сами по себе не случаются, для того существуют объективные и субъективные причины, а в итоге проливается кровь и конечный результат обычно далёк от желаемого. В случае с Пугачёвым казаки «свобод» себе не сыскали, положение крестьянства в стране не улучшилось, репрессивный характер внутренней политики властей по отношению к податным и национальным сословиям только усилился.

Так вот, 21 января 1775 года Емельян Пугачёв был казнён на Болотной площади Москвы. После чего всем его родственникам сменили фамилию на Сычов (Сычёв), а станицу Зимовейскую переименовали в Потёмкинскую. Понятно, что и сам «бунтарь», и всё его «отродье» должны были кануть в Лету. Но так не вышло.


  • Потёмкинская станица ныне называется Пугачёвской (известно, что Пугачёвский сельсовет образован в 1973 году).В Москве, в Санкт-Петербурге и во многих других городах СССР именем Пугачёва были названы улицы (таковая и поныне есть, к примеру, в Воронеже); его имя носили колхозы, совхозы, партизанские отряды и школы. И сейчас в Саратовской области существует город-райцентр Пугачёв, а в Удмуртской республике – посёлок Пугачёво. Дом-музей Емельяна Пугачёва имеется в Уральске Республики Казахстан.

Подготовил Сергей ЗАХАРОВ.

Иллюстрация: картина художника М.Авилова.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *