Четыре казачьи роли Сергея Лукьянова




27 сентября – 110 лет со дня рождения актёра, сыгравшего председателя Гордея Ворона в «Кубанских казаках». А ещё он был…


Вообще-то, современному человеку, который отдаёт предпочтение интернету, а не библиотекам, надо очень постараться, чтобы получить хоть какое-то представление о других ролях Сергея Лукьянова: донского атамана Емельяна Пугачёва, кубанского казачьего генерала Андрея Шкуро и … ещё раз Шкуро.


Во-первых, фильмы про Пугачёва и Шкуро – «Капитанская дочка» и «Олеко Дундич» – очень старые, сделаны без всяких компьютерных спецэффектов. Сняты в одном и том же, 1958 году. Первый из них даже черно-белый. Шкуро был также персонажем спектакля, который поставили в столице после 1942 года, развёрнутой информации о нём не сохранилось.

Во-вторых, «Капитанская дочка», как уже можно догадаться, это не особо любимая «в массах» экранизация классики – одноимённой повести А.С.Пушкина, а «Олеко Дундич» – это биографическая картина о реальном сербском революционере Олеко Дундиче (Иван Титович Дундич, он же Алекса, в литературе – Олеко), который воевал в России против белогвардейцев.

В-третьих, с той поры, как фильмы вышли на экран, много чего изменилось. Тот же Дундич далеко не всеми рассматривается как герой. Не всё так просто и с Пугачёвым.

К примеру, на глаза попалась форумная интернет-дискуссия 2010 года по фильму и повести «Капитанская дочка» (в то время пушкинское произведение входило в школьную программу, но могло быть из неё исключено).

Тут всё смешалось! Вот некоторые выдержки.

«Лукьянов прекрасен. «Батюшка-злодей». Не представляю другого Пугачёва».

«Ну, да, лукьяновский Пугачёв – это былинный герой. Только не слишком ли? Советская пропаганда тут явно перестаралась. Зачем же так воспевать разбойника? Чтобы показать – вот он, борец с самодержавием?»

«Глупости! Ещё Марина Цветаева написала про повесть и Пугачёва в ней: остальные образы, по сравнению с образом Емельки, совершенно не интересны. Таким Пугачёва Пушкин вывел».

«Правильно! Пушкин писал «Историю пугачёвского бунта» и сделал в ней Пугачёва кровавым злодеем, сметающим всё на своём пути, а когда писал «Капитанскую дочку» – сделал Пугачёва благородным человеком».

Об актёре и его игре, как это водится, не скоро ещё вспомнили.

А в 1958 году, как и в последующие советские десятилетия, зрители наверняка не дискутировали, ведь фильм «Капитанская дочка» воспринимался положительно. О нём крайне лестно отзывались кинокритики. Например, Я.Варшавский написал: Сергеем Лукьяновым «был мощно сыгран брутальный Пугачёв» в «Капитанской дочке».




Что касается фильма «Олеко Дундич», то и сейчас интернет-реклама зазывает: «Всем, кто интересуется героико-историческим кино о Гражданской войне, рекомендуем посмотреть в онлайн-режиме фильм про Олеко Дундича. Это яркая и захватывающая военно-приключенческая лента совместного производства СССР и Югославии». А тот же критик Я.Варшавский в своё время кратко написал, что казачий генерал Шкуро в исполнении Сергея Лукьянова «невероятно энергичный».

На более обстоятельный разбор роли Сергей Владимирович вряд ли рассчитывал, ведь Шкуро не являлся положительным героем, подобно Дундичу. Более того, после войны бывший командир антибольшевистского Резерва казачьих войск Германии был приговорён к смертной казни через повешение по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР (16.01.1947 г.).

Возможно, поэтому в фильме Шкуро сыгран хоть и великолепно, но гротескно, местами даже слишком, особенно в сцене представления им белых генералов важному «французскому офицеру» (переодетому Олеко Дундичу).

Он по-кубански гакал, сквозь зубы цедил и перевирал фамилии «повстанческой верхушки», а вот своих «орлов-казаков» называл добродушно… Эдакий хитрован, но отнюдь не клоун. Боевого генерала и командующего 3-м Кубанским корпусом не могло «оскорбить до смерти» то, что командующий конной группой Вооружённых сил Юга России генерал Мамонтов бросил, походя: «Хам!».

Трудно сказать, играл ли в подобном духе Сергей Лукьянов генерала Шкуро и раньше, в спектакле Московского академического драматического театра имени Е.Б.Вахтангова военной и послевоенной поры (в МАДТ актёр работал в 1942-1955 годах, а также в 1963-1965). Воспоминаний об этом не обнаружилось, зато известно признание Сергея Владимировича: «Я просто обязан был учитывать заслуги кубанского казачьего офицера Шкуро в Первой мировой войне».

Как известно, в Империалистическую сотник А.Г.Шкуро служил командиром взвода в 3-м Хопёрском полку 3-го Кавказского армейского корпуса, был несколько раз ранен, награждён орденом Святой Анны 4-й степени и Георгиевским оружием. Впоследствии произведён в есаулы и организовал из казаков Кубанский конный отряд особого назначения («волчья сотня»), стал полковником…




Стало быть, именно театральная роль Шкуро является первой в «казачьем списке» артиста театра и кино С.В.Лукьянова. Вторая же, по годам, – роль председателя колхоза Гордея Ворона в мелодраматической комедии Ивана Пырьева «Кубанские казаки» (премьера состоялась 26 февраля 1950).





«Лукьянов наделил своего героя естественной страстностью, порывистостью и казачьей горячностью. Облаченный в полувоенную форму, кубанку и сапоги, актёр мастерски справился с ролью». Как замечательно сказано далее на сайте http://istoriya-kino.ru, «его казачий персонаж воплощал надежду на счастье – с такими людьми отстроится жизнь, вновь возникнут семьи, только такого может полюбить вдова, хранящая память о муже, не вернувшемся с фронта».

Эту киноработу Лукьянов считал «главной актёрской удачей, которая … сильно осложнила жизнь, поскольку подняла исполнительскую планку на большую высоту и не допускала творческого повторения».

Далее последовали талантливо исполненные роли в фильмах «Возвращение Василия Бортникова» (вновь председатель колхоза-фронтовик, но совсем иначе сыгранный, степенный и сдержанный), «Егор Булычов и другие» (по пьесе М.Горького, гл.герой), «Вихри враждебные» (старый шахтёр Никанор)… Особой популярностью у зрителей пользовались кинокартины «Большая семья» (глава семейства Матвей Дорофеевич Журбин; премия 8-го Канского фестиваля), «Двенадцатая ночь» (Антонио),  «Дело Румянцева» (полковник милиции) … А про «казачьи» «Капитанскую дочку» и «Алеко Дундича» уже сказано выше.

И вот что интересно: играя замечательно казаков, артист сам был сыном донецкого шахтёра. Но после съёмок в «Кубанских казаках» женился на исполнительнице главной женской роли – Кларе Лучко (звеньевая полеводов Даша Шелест); а уж она-то была казачкой по рождению (а ещё – и двум ролям: в тех же «Кубанских казаках» и фильмах про Будулая).




Казачка Клара прожила 80 лет (1925 – 2005, народная артистка СССР, лауреат Сталинской премии ll степени). Сергей Лукьянов скончался 1 марта 1965 года на 55-м году, умер от инфаркта, причём во время выступления на собрании Вахтанговского театра.




… Жаль, не помню, кто из рецензентов не так уж и давно описал игру Сергея Владимировича Лукьянова: «Впечатление такое, будто в фильм включены документальные кадры». Что ж, высокая оценка. Не менее высокая, чем всенародное признание актёрского таланта, помноженное на официальные звания и награды: Заслуженный артист РСФСР (1947), народный артист РСФСР (1952), две Сталинские премии ll степени (1951, 1952), орден Трудового Красного Знамени (1950).


Николай СТАРЫХ, есаул.

Фото: https://yandex.ru/search  


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *