Как Хаджибей стал Одессой

ДЕНЬ воинской славы. 25 сентября 1789 года, в ходе седьмой русско-турецкой войны, над османской крепостью Хаджибей взметнулся флаг Российской империи.
24 сентября отряд, состоявший из шести казачьих полков Черноморского войска под началом З.Чепеги и А.Головатого, батальона Троицкого пехотного полка, Николаевского гренадерского батальона незаметно подошёл к Кривой балке…
Турецкий гарнизон Хаджибея (Гаджибей, Аджибей) состоял всего из трёхсот человек и имел 12 пушек. Однако, крепость находилась под прикрытием мощной эскадры, которая насчитывала около 40 больших кораблей и 30 малых парусно-гребных суден. Более тысячи османов могли в любой момент прийти на помощь.
Вообще же, шла война, объявленная Османской империей в 1787 году (закончилась в 1791-м); Россия на тот момент преследовала важную стратегическую цель: лишить турок Черноморской базы и вывести, таким образом, побережье между Днестром и Днепром из-под османского влияния.
В энциклопедиях значится, что «Хаджибей отвоевал у турок русский генерал-фельдмаршал Иван Васильевич Гудович (1741-1820)»; по большому счёту, это так и есть, ведь на тот момент граф стоял во главе всего черноморского Отдельного корпуса российской армии.
Между тем, по приказу генерал-фельдмаршала Григория Александровича Потёмкина, операцией по штурму Хаджибея непосредственно руководил генерал-майор Осип Михайлович Дерибас (до принятия православия – Иосиф де Рибас, а при рождении – испанский дворянин Дон Хосе де Рибас-и-Бойонс), который состоял на службе у России.
Как уже сказано, 24 сентября сводный отряд казаков, пехотинцев и гренадеров незаметно подошёл к Кривой балке – местечку близ турецкой крепости Хаджибей.
Штурм хорошо укреплённого бастиона (его даже называли замком) начался 25-го сентября, в 4 часа утра. Расчёт на внезапность полностью оправдался. При этом запоздалая пальба крепостных и корабельных орудий не сумела сбить атаку русских. К тому же прицельный огонь более десятка пушек, расставленных Дерибасом на перешейке между морем и лиманом, не позволил превосходящим силам турок десантироваться. В пользу русского воинства сыграл сильный ветер, затрудняющий маневрирование османских судов.
Как только рассвело, турецкий флот всё-таки подошёл к берегу и попытался огнём кораблей отбить крепость, но из этого ничего не вышло.
Художник П.П.Пархет, который написал размещённую выше картину «Штурм крепости Хаджибей» (1954), «несколько» драматизирует события – он явно исходит из патриотических побуждений, поскольку потери с обеих сторон не были огромными.
Так, после взятия Хаджибея Дерибас письменно доложил Гудовичу: «Урон наш состоит в пяти убитых, ранен офицер один, унтер-офицер один, рядовых 31 человек,.. турок … убито около ста».
Правда, Гудович в своём отчёте наверх удвоил потери турок – «убито около двухсот». По другим же источникам, атакующие потеряли 15 человек убитыми и 50 ранеными, турок было убито до 70, ранено до 120, остальной гарнизон сумел вплавь добраться до кораблей.
Но, как бы то ни было, это нисколько не умаляет разумности проведённой операции и мужества русских воинов. Это благодаря им Османская империя потеряла важный форпост на Чёрном море.
В итоге «малого сражения, но большой победы русских», османы не сумели с успехом выйти из войны 1787-1791 гг. Конечно, свою роль сыграли также предыдущее взятие Очаковской крепости (1788) и последующее взятие Измаила (1790). Но только вместе взятые, все эти победы привели к дальнейшему ослаблению Османской империи.
А ведь до Хаджибея турки были уверены: им удастся вернуть себе все те земли, что оказались утрачены в ходе предыдущей бесславной русско-турецкой войны (1768-1774), объявленной султаном Мустафой III. Фактически же в декабре 1791 года был подписан Ясский мирный договор, закреплявший Крым и Очаков за Россией, а также отодвигавший границу между двумя империями до Днестра.
… Через год Хаджибей переименовали – за основу взяли название ближнего древнегреческого поселения Одессос. А спустя пять лет в Петербурге было принято решение: устроить на этом месте град и порт – впоследствии получивший имя Одесса. И нет ничего удивительного в том, что первым градоначальником (1794-1797) здесь «сослужил весьма прилично» всё тот же Осип Михайлович Дерибас (1751-1800).
Подготовил Сергей ЗАХАРОВ.
Основные источники: