«… Внезапным ударом смутили врага»

7 сентября 11000 казаков вступили в бой с неприятелем и достойно справились со своей ролью в генеральном сражении 1812 года.
8 СЕНТЯБРЯ – День воинской славы России – День Бородинского сражения.
На снимке: Картина «Казаки Платова атакуют каре IV корпуса Евгения Богарне». Художник А.АВЕРЬЯНОВ.
- Перед битвой, происходившей в 124 км от Москвы, русская армия насчитывала около 150 тысяч человек, при 624 орудиях полевой артиллерии. «Великая армия» императора Наполеона уступала ей по силе незначительно: имела около 135 тысяч человек при 587 орудиях. Бородинская битва стала самой кровопролитной в военной истории того времени. Считается, что армия Кутузова потеряла от 45 до 50 тысяч человек (прежде всего от массированного артиллерийского огня), а Наполеона – более 35 тысяч.
Боевыми соединениями казаков руководили генералы Матвей Иванович Платов (1751–1818) и Федор Петрович Уваров (1773–1824). Они выполняли кавалерийскую операцию по нападению на левый фланг наполеоновских войск и задержке решающей атаки французского императора.
В самый разгар Бородинской битвы, когда Наполеон раздумывал, вводить ли последний резерв в бой, Кутузов отдал приказ казачьим полководцам: со своими удальцами ворваться в тыл неприятельской армии.
Эта атака вызвала небывалое замешательство в стане противника – как тогда говорили, «казаки внезапным ударом смутили врага и якобы непобедимого императора».
А происходило всё так.
К 12 часам дня 1-й кавалерийский корпус Уварова (28 эскадронов, 12 орудий, всего 2500 всадников) и казаки Платова (8 полков) переправились через реку Колочу в районе деревни Малой.
Авангард корпуса Уварова под командой генерала А.М.Всеволожского атаковал французский пехотный полк и итальянскую кавалерийскую бригаду генерала Орнано в районе переправы через реку Войну у села Беззубово.

Генерал Платов со своими казаками переправился через реку Войну севернее и, зайдя в тыл, вынудил противника сменить позицию.

Одновременный удар Уварова и Платова вызвал замешательство в стане противника и заставил оттянуть на левый фланг войска, которые штурмовали батарею Раевского на Курганной высоте – это был ключевой пункт к победе в сражении. Вице-король Италии Евгений Богарне с Итальянской гвардией и корпусом Груши были направлены Наполеоном против новой угрозы.
Короче говоря, Наполеон настолько растерялся, что даже не стал вводить в бой старую гвардию, так как после казачьей атаки не был уверен в неприкосновенности своего тыла.
Уваров и Платов к 4-м часам дня вернулись к русской армии с минимальными потерями.
К концу дня сражение вообще стихло, и стороны разошлись по своим лагерям.
Итог же таков: Наполеон добился в Бородинском сражении некоторого успеха, однако свою главную задачу – разгромить русскую армию в генеральном сражении – не решил. После Бородина боевой дух русской армии окреп, она восстановила свои силы и была готова к изгнанию неприятеля из пределов России.
При этом русское командование возлагало большие надежды на партизанскую борьбу в оккупированных французами землях, и возглавить её суждено было неуловимым отрядам казаков.
Но это уже, как говорится, совсем другая история.
ЦИТАТА
Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы в нём показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми… Из пятидесяти сражений, мною данных, в битве под Москвой выказано [французами] наиболее доблести и одержан наименьший успех.
НАПОЛЕОН.
(Из мемуаров в переводе Михневича).
Подготовил Виктор ШЕВЧЕНКО.
Использованные источники:
https://yandex.ru/media/slavjznsky_stan