Как на Ивана Купалу «Маринку водили»




Речь пойдёт о самобытном обряде донского села Журавка, которое основано 300 лет назад казаками и расположено на юге Воронежской области.


По легенде, своё название это старинное поселение Богучарского района получило в связи с тем, что тут во множестве водились журавли.


Журавка появилась на левом берегу Дона как казачий хутор в начале XVIII века (около 1720 года), заселялась выходцами из Острогожского черкасского полка – казаками украинского происхождения с Днепра (черкасами, малороссами, как их тогда называли. Сам Острогожск основан в 1652 году). Позже хутор стал слободой, в ней охотно селились выходцы с Дуная и других «окраинных земель государства российского».

Местные жители по самоопределению – хохлы, они считают свой язык не украинским, а производным от него («мы – пэрэвэртни»), при этом не понимают литературную украинскую речь.

При всём при этом признаки изначальной, «окраинной» культуры в Журавке сохраняются до сих пор. Даже в песнях зачастую упоминается не Дон, а Днепр и Дунай. Например, в одной «жалобке» поётся о том, как дивчина ждёт своего милого:


«Нэ выдно, нэ чутэ, слухом нэ слухаты –

Повив до Дунаю коня напуваты».


На прародине жителей Журавки и поныне существует обряд, в котором совершается «сватовство» Купала и Марены. При этом Купала олицетворяет мужское (солнечное) божество, а Марена – женское (водяное).

Но в Журавке переселенцы со временем заметно обрусели, Марена (Марэна) превратилась в Марыну, Марынку (Маринку). Сватовство отпало, зато родился яркий образец воронежской украинско-казачьей культуры: появился обычай «водить Маринку» (водыть Марынку) в праздник «на Ивано Купало». Кстати, он прижился во многих других селах Богучарского района, в том числе в Подколодновке и Старотолучеево.

Согласитесь, «водыть Марынку» – это созвучно с другим старинным, изначально казачьим, обрядом Воронежской области «водить русалку». Такой обычай имел место через неделю после Троицы, на так называемое Петровское заговенье – на другой день начинался Петровский пост. (См. http://kazakseverdon.ru/2020/06/14/как-после-троицы-русалку-водили/).

В журавском обряде «водить Марину», происходившем 7 июля (24 июня), тоже участвовали лишь дети, но взрослые никогда не были в стороне, особенно молодёжь, которая предавалась весёлым гуляньям на Дону.

В этот всегда праздничный день дети при активной помощи взрослых наряжали «купальское дерево» (обычно – вишню; заметьте, существовал запрет есть вишню до праздника). В качестве украшения использовались цветы, пучки мяты, рушник, ленты, печёные сладости, а позже и конфеты.

Наряженное деревце к Дону несла выбранная девочка, обвешанная зелёными веточками (клечаньем). Перед этим матери давали детям угощение для общего стола вскладчину.

Марынкой называли не только обряд, но и «купальское дерево», а также девочку, которая его несла. Деревце топили в Дону – это символизировало конец господства весеннего солнца – Ярилы и рождение летнего солнца – Купалы. На то, что праздник совершался в день летнего солнцеворота, указывала и детская припевка:


Ивано Купало Марынку сряжало,

И выгрило сонэчко на Пэтра. У!


Если кто не понял, то поясняем: Иван Купала наряжал Маринку-деревце, а игривое солнышко поворачивало на Петра – на Петров день (церковный день св.апостолов Петра и Павла, приходится на 12 июля). Это значит, что последующий Петров день был продолжением Ивано Купало – первого праздника летнего цикла.

Как именно были одеты участники праздника на Купало – этого, к сожалению, доподлинно никто не знает. Более того, не только праздничная, но и старинная традиционная одежда не сохранилась. Но определённое представление можно получить из записанных этнографами-фольклористами рассказов местных жителей.

Так вот, обычно «хлопци» носили рубашки-вышиванки, широкие штаны без гульфика, заправленные в сапоги.

В девичий (женский) костюм входили: однотонная юбка, из-под которой выглядывали кружева нижней юбки (спидныци), рубашка (сорочка) без ворота с рукавом реглан, вышитая цветочным орнаментом на рукавах, короткий передник от талии (хвартук) также с цветочной вышивкой в несколько ярусов и кружевами, жилетка (корсетка), кожаные тапочки (чэрэвыкы), белый платок, выбитый и вышитый белыми нитками надо лбом, красные бусы (намысто).

На Ивано Купало, скорее всего, наряд был неполным – облегчённым, поскольку обычно в день летнего солнцестояния «сонэчко» припекало.

К тому же существовал обычай обливания водой из кружки или даже из ведра односельчан, проходивших мимо двора, независимо от возраста. Дескать, на Купало «купацця трэба», а люди старшего поколения не ходили на Дон для того, чтобы участвовать в молодёжном веселии – с плетением венков, хороводами, пением «ридных» песен и др. И вообще, Купало считался днём, с которого «официально» начинался летний купальный сезон.

… В селе Журавка никогда не было клубного фольклорного ансамбля или хора. Тем ценнее то, что местные жители сумели сохранить в быту до XXI века различные обряды и исполнительскую манеру, усвоенную ими от родителей.


Галина СЫСОЕВА,

кандидат искусствоведения, профессор Воронежского государственного института искусств.

Виктор ШЕВЧЕНКО,

журналист.


КСТАТИ. Современная Церковь призывает не путать: 7 июля отмечается Рождество Иоанна Крестителя. А «последовательные язычники» строго просят называть праздник «Купало», не прибавляя имя Иван.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *