«Патриотки не по силам гестапо!»




Алексей Костин родился, живёт в казачьем Новохопёрске. Хранит память о родителях-фронтовиках и героической подпольщице двоюродной сестре матери, казнённой фашистами.


 29 июня в России – День партизан и подпольщиков


Рассказывает Алексей Костин:


– Мою тётю звали Надеждой, отчество – Петровна, фамилия – Моисеева. Она, как и мама Лидия Захаровна (Глуховскова в девичестве), родилась на хуторе Бубновский Урюпинского района. Обе были хопёрскими казачками. Они «сильно родичались», поскольку это было в традиции всех хопёрцев – те пережили трудные времена расказачивания и раскулачивания.

Перед войной тётя обосновалась в Минске, училась в мединституте.



Надежда Моисеева (справа) с сестрой Клавдией, 1942 год.



В 1943 году Надежда стала партизанкой. И вскоре получила особое задание…

О том немало написано в документальной литературе, снято кино. Обратимся к газете «Минский курьер».

… В Лошице, тогдашнем пригороде Минска, действовала подпольная группа, связанная с партизанским отрядом «Местные» и специальной партизанской группой «Юрий». В сентябре 1943 года в нее вошли 45-летняя учительница Мария Павловна Чижевская, её 19-летняя дочь Елена и студентка медицинского института Надежда Моисеева.

Партизаны разведотряда «Юрий» узнали, что 30 октября 1943 года в резиденции минского гебитскомиссара Фрайтага в Лошице планируется совещание высокопоставленных гитлеровских чиновников. На нем должен был присутствовать генеральный комиссар Беларуси Карл фон Готберг, заменивший убитого подпольщиками гауляйтера Кубэ.

Был разработан план операции по их уничтожению. Из отряда в Минск переправили мины, гранаты, взрывчатку. Изготовили специальное минное устройство и доставили в Лошицу, где через подпольщицу Вербицкую его получили исполнители. Ими стали Мария Павловна и Елена Чижевские, а также Надежда Моисеева.





Все трое работали на вилле Фрайтага и прекрасно знали, что и как в ней расположено. Женщинам удалось пронести мину в особняк и установить в печи гостиной. Но взрывчатку обнаружила немецкая служба безопасности. Всех троих исполнителей арестовали. Почти полтора месяца их допрашивали в застенках гестапо, но ничего не добившись, приговорили к смертной казни.

Утром 15 декабря 1943 года на площади Лошицы была сооружена виселица. Место казни немедленно оцепили. В 10 часов туда доставили Чижевских и Моисееву. Первой на глазах у матери повесили Елену Чижевскую. Перед смертью она успела крикнуть: «Смерть немецким оккупантам!» Затем казнили Марию Чижевскую и Надежду Моисееву.

***

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1944 года Мария Чижевская посмертно была награждена орденом Отечественной войны I степени. Елена Чижевская и Надежда Моисеева были удостоены ордена Отечественной войны II степени.

Патриотки оказались не по силам гестапо! На месте казни подпольщиц в Минске воздвигли памятник (снимки вверху).



Есть в нашем семейном архиве и такое фото: возле этого памятника стоят пожилая мама и сестра нашей героической подпольщицы. А над ними в вышине застыла в бронзе их Надежда.


Подготовила Светлана ПЕРЕГУДОВА

(РИА «Воронеж»).

Воронежская область.


 Фото из СМИ и семейного архива Алексея Костина.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *