Казак Иван Гвоздёв – «брат» Василия Тёркина

Про казака Ивана Гвоздёва многие вообще не слышали. Увы, он остался «жить» лишь в подшивках газеты «Красная Армия», фронтовых брошюрах.
21 июня – 110 лет со дня рождения Александра Твардовского
Благодаря Твардовскому вымышленный герой небольших стихотворений и фельетонов боец Василий Тёркин «переселился» с газетных страниц в знаменитую одноимённую поэму (её другое название – «Книга про бойца»). Более того, литературная судьба пехотинца Васи Тёркина имела весьма неожиданное продолжение.
23 июля 1954 секретариат ЦК КПСС под председательством Н.С.Хрущёва принял постановление, осуждающее Твардовского за подготовку к публикации «зловредной» поэмы «Тёркин на том свете». Правда, во время кампании по «разоблачению Сталина», 17 августа 1963 года «не такой Тёркин» всё-таки предстал во всей «мрачной красе» в газете «Известия».
А казак Иван Гвоздёв, который прибыл на фронт «от донских берегов» и «гвоздит врагов», – это собирательный образ находчивого, смелого кавалериста. Его придумал киевский писатель Борис Палийчук, служивший в той же фронтовой редакции, что и Александр Твардовский.
Палейчук ещё весной 1941 года посетил в составе писательской делегации 5-й Кавалерийский корпус, дивизии которого располагались вдоль нашей западной границы. Казачья весёлая удаль потомственных конников с Дона и Кубани, их отчаянность и боевая закалка, воинское умение увлекли Бориса.
Вот какие «некоторые сведения о казаке Иване Гвоздёве» получили читатели фронтовой газеты.
«По фронту гуляет
Казак молодой…»
Читатели спросят:
Но кто он такой?
Действительно, ладный,
Удалый казак,
Но как его имя,
Фамилия как?
Он прибыл на фронт
От донских берегов.
Иван – его имя –
Степаныч Гвоздёв.
Привыкли на фронте:
Коль в стане врагов
Стрельба и смятенье –
«Гуляет» Гвоздёв.
Без боя ни пяди
Земли не отдаст.
На хитрость, на лихость
И сметку горазд.
Ребята о нём
Отзываются так:
Отличный боец,
Богатырский казак!
И где бы ни встретил
Он наших врагов,
Гвоздит их по-русски
Товарищ Гвоздёв.
И мы вам поведаем
В строчках простых
О разных гвоздёвских
Делах боевых.
Уже летом 1941 года редакция «Красной Армии» подготовила и выпустила сборник Б.Палийчука и А.Твардовского «Иван Гвоздёв на фронте».
В 1942-м эта брошюра была дополнена и переиздана Политуправлением Юго-Западного фронта. Она состоит из двух частей.
Первая: «Сядь, послушай слово про казака Гвоздева». Сюда вошли произведения, написанные Борисом Палийчуком совместно с Александром Твардовским.
Вторая: в разделе «Сказ о том, как бьёт врагов фронтовик Иван Гвоздёв», идут произведения, созданные Палийчуком самостоятельно, после отъезда Александра Трифоновича на другой фронт, и печатавшиеся в той же газете «Красная Армия».
Когда редакция «Красной Армии» размещалась в Воронеже (осень 1941 – весна 1942), начался выпуск сатирического приложения к газете, которое назвали «Громилкой» – так фронтовики именовали реактивный миномёт, позднее известный как «Катюша». Фельетоны, опубликованные в этом приложении, тоже вошли в означенный выше сборник «Иван Гвоздёв на фронте».

В первом же выпуске «Громилки» было опубликовано стихотворение, которое начиналось совсем «по-тёркински»:
На войне, в быту суровом,
В трудной жизни боевой,
На снегу, под зябким кровом –
Лучше нет простой, здоровой,
Прочной пищи фронтовой.
Интересно, что ранее в походную тетрадь Твардовского были вклеены газетные вырезки поучительных стихов, рассказывающих о боевых приключениях казака Ивана Гвоздёва. Например, «Очень стоящая штука наш советский миномёт», «О языке» (с подзаголовком «Сядь, послушай слово казака Гвоздёва» – беседа о важности сохранения военной тайны).
В номере от 31 июля опять-таки «тёркинским» стихом написано «Приветственное слово к ребятам из девяносто девятой. От казака Гвоздёва»; в номере от 5 августа: «Как обед варить искусно, чтобы вовремя и вкусно…»
Обычно такие «гвоздёвские» стихи печатались без обозначения авторства.
А вот на вырезке «Как однажды вражья пушка послужила казакам…» имеется пометка Твардовского: «С Палийчуком».
С конца августа вплоть до октября 1941 года шла публикация стихов «Иван Гвоздёв в тылу у немцев. (Новые приключения донского казака)».
В октябре же, в разделе «Прямой наводкой» был напечатано стихотворное поучение «Что такое „сабантуй“ (из бесед казака Ивана Гвоздёва с бойцами, прибывшими на фронт)», которое послужило как бы черновиком к главе «Василия Тёркина», озаглавленной «На привале»:
Тем, кто прибыл с немцем драться,
Надо, как там ни толкуй,
Между прочим, разобраться:
Что такое «сабантуй»…
В одной из своих статей А.Твардовский впоследствии честно написал о том, что представлял собой этот самый фронтовой фельетон про „сабантуй“: «Это – рифмованное переложение на фронтовой лад старой побасенки о лжеце со страху, образец той стихотворной импровизации, какая чаще всего выполнялась в один присест, по плану завтрашнего номера газеты. Так делался «Гвоздёв» мною с Б.Палийчуком вместе…»
И далее: «Что греха таить – и «Вася Теркин» и «Гвоздёв», как и всё подобное им во фронтовой печати, писались наспех, небрежно, с такими допущениями в форме стихов, каких ни один из авторов этой продукции не потерпел бы в своих «серьёзных» стихах…».
Однако! «В редакции «Красной Армии» появлялись стихи поэтов, причастных к «Прямой наводке», но уже написанные с установкой на «полную художественность». И странное дело – те стихи не имели такого успеха, как «Гвоздёв»…»
Николай СТАРЫХ.
Авторы использованных источников:
Б.Палийчук, Г.Игнатова, А.Гришунин.
Из архива
100-летие Твардовского в Воронеже
Возле мемориальной доски поэту на здании Воронежского музыкального колледжа имени Ростроповичей 21 июня 2010 года прошёл митинг.
С осени 1941-го по весну 1942-го Твардовский здесь жил и работал – в редакции фронтовой газеты «Красная Армия». В здании не было достаточного количества письменных столов, и сотрудники писали на роялях. Здесь у поэта родились будущие прообразы его «Тёркина».
Историк литературы Олег Ласунский сказал на митинге:
– Мы говорим о Пушкине: «Он принадлежит всей России, он принадлежит каждому его уголку». То же самое можно сказать и о Твардовском. Воронеж является одним из центров изучения творчества поэта. Благодаря его личной поддержке авторами возглавляемого им «Нового мира» стали Анатолий Жигулин, Алексей Прасолов, Гавриил Троепольский…
В свою очередь поэт Галина Неумывакина заявила: авторы «Евгения Онегина» и «Василия Тёркина» в народном сознании фигуры вполне соизмеримые.
Главный редактор журнала «Подъём» Иван Щёлоков говорил о темах войны, личной ответственности, совести у Твардовского.
Звучали стихи Александра Трифоновича.
Виталий Черников.
Газета «Коммуна», 22.06.2010 г.
СПРАВКА
В воронежской газете «Коммуна» в ноябре 1941 г. (№ 263, 264, 266, 270) были напечатаны стихи Твардовского «Рассказ танкиста», «Октябрьское письмо», «Великий коммиссар», «Письмо».
В начале 1942 г. в Воронеже увидел свет коллективный сборник «Фронтовых стихов» (редактор воронежский писатель М.М.Подобедов), начинавшийся подборкой стихов Твардовского.
27 марта 1942 г. была подписана к печати книга А.Т.Твардовского «Дом бойца» (Москва, 1942). В неё вошли стихи, написанные им в Воронеже и ранее (Юго-Западный фронт).
21 апреля 1942 г. Твардовский отбыл из Воронежа в Москву. Его должность «писатель» в газете «Красная Армия» занял поэт Е.А.Долматовский. С июня 1942 г. Твардовский был прикомандирован к газете «Красноармейская правда» Западного фронта.