Городок – ранний тип казачьих поселений на Дону




В актах XVI – XVII вв. постоянно встречаются такие понятия, как городок, острожек, зимовище, юрт. Позже появятся хутора и слободы.


Придонские казачьи городки XVI-XVII вв. не были городскими поселениями в полном смысле этого понятия, их особенностью был военный характер.


ДОНЦЫ ставили свои поселения-городки в низинах, в камышовых зарослях, на островах, то есть в местах, не удобных для жилья, но дающих возможность легко укрыться, уйти через реку или её рукав-ерик на лодках.

«Городки, все без исключения, – писал новочеркасский краевед В.Д.Сухоруков (1775 – 1841), – стояли при больших реках: Доне, Хопре, Донце и Медведице… – по удобности в тех местах промыслов, от коих казаки имели тогда пропитание, и для лучшего защищения от неприятельских набегов».

К сожалению, обстоятельных описаний казачьих городков за XVI в. не сохранилось, а за XVII в. их дошло очень мало. А наиболее ранние упоминания с короткими пояснениями принадлежат турецкому путешественнику Эвлии Челеби (январь 1667).  Тот однозначно описывал городки как весьма мощные крепости с многочисленным казачьим населением.

Так, городок Иловлинский турок обозначил как «сильную крепость из дерева»; городок Паншин – как «весьма прочную деревянную крепость»; городок Верхний Чир – как «неприступную деревянную крепость» и т.д.


МЕЖДУ ТЕМ, городки, писал упомянутый выше В.Д.Сухоруков о XVII в., «не имели корысти» – они были «оплетены плетнями, а обвешены тернами» – лишь бы обеспечить приют и защиту от непогоды и не привлекать внимание неприятеля, а ежели пламя от набега сожжёт городок – через неделю тот опять готов.

В числе таковых были, к примеру, городки нынешнего Новохопёрского района Воронежской области – Беляевский, Григорьевский и Пристанский.

Или, вот, в 2015 году энтузиасты волгоградского райцентра Урюпинска воспроизвели действительно существовавшее казачье поселение XVI ‑ XVII веков с кузницей, часовней и жилыми домами; этот музей под открытым небом называется «Левыкинский городок» (на снимке вверху и ниже), он находится на живописном берегу Хопра.





В ЦЕНТРЕ всякого городка находилась, как правило, площадь, свободная от застройки и называвшаяся у казаков «майданом» (от тюркского «мейдан»). Здесь проходили общие сборы, именуемые Кругами, на которых сообща решались все жизненные и военные вопросы поселения.

Площадь окружали склады-арсеналы, кузницы, ссыпки для зерна… Рядом с майданом обязательно тянулись коновязи, где ставили коней казаки, собиравшиеся по тревоге-сполоху. За майданом стояли, кругом или полукругом, жилища. Одно из них именовалось станичной избой и выполняло функции центра управления и «присутственного места». На той же площади ставилась часовня, а потом и церковь.

За городком или за протоком (рукавом) Дона – Хопром, Савалой или за другой рекой из его бассейна устраивались базы для скота – загоны.




КАК УЖЕ было отмечено, «городки не имели корысти». А подробности всё тот же В.Д.Сухоруков приводит вот какие.

В качестве жилищ на раннем этапе использовались шалаши, балаганы и примитивные землянки в виде «круглой ямы», покрытой жердями, поставленными вокруг неё и связанными сверху в пучок, с кровлею из камыша или сена. Позже появились более основательные, углублённые на сухих почвах землянки.

«Даже главный городок Черкасской состоял из землянок…», – писал В.Д.Сухоруков.  

Но военный исследователь К.Крюйс в ответ на это уточнял: городки заметно отличались, если брать время года – жилища были зимние (отапливаемые) и летние, вследствие чего землянки со временем лишь дополнялись лёгкими шалашами.


БОЛЕЕ ТОГО. Постепенно даже основательные землянки заменялись наземными постройками-куренями. Впрочем, чаще всего и они строились, в основном, из хвороста или камыша, обмазанных глиной.

Чтобы предохранить жилища от наводнения, их ставили на высокие деревянные сваи (по свидетельству разных источников, почти все ранние городки страдали от весенних разливов рек).

Кстати, краевед К.И.Куликов уверен, что жилища первых городков, стоявшие на отдельных затапливаемых островах, были изначально приспособлены к разливу рек. Постройки были рубленые, из местного леса, и их ставили на подклет или на высокие дубовые столбы-сваи высотою до 2 м. Пространство между сваями заполнялось тёсом или плетнями и служило подсобным помещением.

В некоторых городках, стены которых нельзя было «раздвинуть» по условиям природы, с ростом населения возникала скученность строений. А.И.Ригельман отмечал: «Избы козачьи… находятся без огороженных дворов, курень возле куреня рядом».


  • С КОНЦА XVII в. происходило постепенное превращение городков в станицы, т. е. утрачивался их примитивный защитно-оборонительный характер. Таким образом, станицами становились постоянные и лишённые частокола большие поселения. Но это – тема для отдельного рассмотрения.

Подготовил Сергей ЗАХАРОВ.

Основной источник: Очерки по истории казачества Дона и Нижней Волги.