Донское войско в старину: власть и порядки
До начала XVIII века Войско Донское пользовалось широкой автономией, имело самоуправление, а заведённые порядки делали всех казаков равными и свободными.
Донцы сообща вершили всякое общественное дело, сообща же чинили правосудие.
ВЛАСТЬ на Дону представляли: войсковой круг (высший орган управления и суда) и пять выборных лиц – атаман, два есаула и дьяк (войсковой исполнительный орган). Правда, на время походов выбирался походный атаман с неограниченной властью, а войско делилось при этом на сотни и полусотни, во главе которых стояли наделённые соответствующей властью – в пределах своего подразделения – сотники и пятидесятники, им помогали хорунжие.
Вообще же, на Дону изначально господствовал принцип личной свободы, обусловленный менталитетом вольных поселенцев. В то же время казаки имели сильную военно-гражданскую административную власть в лице выборных атаманов («атаман» – тюркское слово, означавшее военного предводителя).
ВОЙСКОВЫЕ атаманы выбирались из числа наиболее уважаемых казаков и заслуженных воинов.
После годичного пребывания в должности атаман объявлял войсковой отчётно-выборный сбор, в конце работы которого клал наземь шашку, насеку, булаву, кланялся на четыре стороны и становился в ряды простых казаков. А Круг выбирал себе нового предводителя. Теперь уже тот признавался всеми как «прямой начальник во дни мира и брани».
Всякий избранный на Круге атаман был представителем войска «во внешних сношениях» – принимал иноземных «гостей»-послов, вёл переписку с ними и т.д.
По внутреннему управлению на его руках находились «дела разного текущего рода»: на нём лежала обязанность разделять между казаками царское жалованье, наблюдать за порядком исполнения круговых приговоров, мирить ссорящихся и т.п.
ПРИ ВСЁМ при этом власть войскового атамана была, всё-таки, ограниченной: именно Круг принимал решения по таким важным делам, как поход, набег, объявление войны, заключение мира, выборы атамана. Между прочим, вот откуда пошёл термин «круг».
На войсковом сборе казаки, сняв шапки, образовывали круг, в средину которого входил с есаулами войсковой атаман и предлагал на обсуждение разные вопросы. Надо заметить, что характерной чертой этих собраний было полное равенство – любой казак мог вынести на обсуждение свой, но «важный для всего обчества вопрос».
Конечно, атаман всегда имел очень большое влияние, коренившееся в его личных достоинствах, но он не пользовался никакими преимуществами перед другими донцами, у него тоже был только один голос по итогам обсуждения тем, вынесенных на обсуждение.
КСТАТИ, на станичных Кругах, проходивших тоже на майдане-площади, размещение было вовсе не круговым, а вот каким: на самом видном месте – атаман (не моложе 35 лет, хотя для войскового атамана нижний возрастной ценз составлял 50 лет), рядом – старики, которые потом усаживались на скамеечки, далее – женатые казаки, за ними – казаки неженатые (не моложе 18 лет), а в последних рядах – только жёны, сёстры и невесты, пришедшие вместе с «полномочными» казаками, но без права голоса.
Станичный Круг решал не только военные (в пределах своей ограниченной компетенции), но и хозяйственные вопросы, утверждал учителей, священников, определял помощь вдовам, сиротам, рассматривали жалобы, творил суд, принимал в казаки иногородних и исключал из казаков.
ДОНСКИЕ казаки ратовали за порядок и равенство в своём обществе. Был, например, такой случай.
Царский посланник Афанасий Нащокин привёз казакам подарки от государя. В Москве рассуждали по-своему: если у казаков есть атаманы и геройские казаки, то и подарки следует назначить по принципу заслуг. И назначили «лучшим атаманам и первостепенным героям – по лучшему сукну, иным – по среднему, а остальным всем – сукна расловские (простые)».
Казаки отвечали послу: «У нас больших нет никого, все мы равны. Мы сами разделим всё на войско».
- Такое равенство и общественное самоуправление побуждали казаков любить свой Тихий Дон и не жалеть своих голов за него борьбе с врагами.
Подготовили: Е.СКАКУНОВА, А.ГРАДСКИЙ.