Павел I, донские казаки и поход на … Индию




Этот реальный поход 1801 года даже историки-современники считали выдумкой, поскольку проводился он тайно – документы были рассекречены лишь в 1840-м.


По мнению ряда современных авторов, секретный план по совместному походу России и Франции на английскую колонию Индию разработал Павел I – дескать, на то его подвигло резкое обострение русско-британских отношений и личная симпатия к Парижу.


Другие исследователи полагают иначе: императора настроил на экспедицию Наполеон Бонапарт, который был в то время консулом в России и «имел скверную привычку выхватывать каштаны из огня чужими руками».



ЧТО Ж, обе версии имеют право на существование. С одной стороны, в конце 18 века Индия считалась бездонным «кошельком» Великобритании, а сам Павел I говорил о предстоящем походе так: «Надобно поразить Англию в самое её сердце – в Индию». В то же время, если бы поход завершился победой, то под протекторат России перешла только северная часть страны, а остальное, заметьте, досталось бы французам.


ОДНАКО, как принято выражаться сейчас, «что-то пошло не так».

Похоже, Павел I, в силу своей импульсивности, а реальнее всего – по причине обострившейся угрозы нападения британского флота на Балтийском море, не стал дожидаться, пока из Парижа придёт «согласованный план действий» – 28 февраля 1801 года он двинул своё воинство в поход.

Его возглавил войсковой атаман Донского Войска генерал-майор Василий Петрович Орлов (на картине справа).


ВООБЩЕ ЖЕ, замысел был грандиозный, а сам означенный поход не представляется сплошным самодурством.


ТАК ВОТ, 70-тысячный экспедиционный корпус (половина французов, половина русских, включая не менее 20 тысяч казаков) под командованием французского генерала А.Массены за 120 – 130 дней (май – сентябрь 1801) должен был достичь берегов реки Инд и с ходу добиться победы.


ВО ИСПОЛНЕНИЕ поставленной задачи французским частям надлежало сосредоточиться на Дунае, русский флот должен был перебросить их в Таганрог; оттуда им надлежало по Дону прибыть с местными казаками к Царицыну, затем, по Волге, – в Астрахань, где к ним надлежало присоединиться прочим русским войскам. После этого объединённому экспедиционному корпусу через Каспийское море следовало добраться до персидского города Астрабад (ныне Горган), затем, продвигаясь через Герат и Кандагар, – достигнуть Индии.

Кстати, в нужные сроки с Камчатки в Индийский океан должны были войти три русских фрегата, которые могли составить достойную конкуренцию находящимся там английским кораблям.


А КАК всё происходило на самом деле?


УВЫ И АХ!.. Реальные действия коренным образом отличались от планов. Судите о том сами…


… Как уже сказано, поход начался не в мае, а 28 февраля 1801 года. Всего лишь через 11 дней после его начала, а именно – в ночь на 12 марта 1801 года, российский император был убит заговорщиками – вусмерть пьяными сановниками царского двора, которых подстрекали посланники Британии. К власти пришёл никак не готовый к тому и не желавший того юный сын Павла Александр. Скорее всего, он с чужой подачи первым же своим повелением вернул российские войска из похода на Индию.


ТАК ЧТО, причастные к заговору англичане смогли, благодаря гибели Павла I, обернуть историю в свою пользу.



ЧТО КАСАЕТСЯ участия донских казаков в «войсковом броске» на Индию… На этот счёт существуют разные версии, но вполне реальной представляется такая.


Во день 24 января 1801 года Павел I повелел войсковому атаману Войска Донского генерал-майору Василию Петровичу Орлову: созвать всё своё старшинство и огласить ему Высочайшую Императорскую волю. Если говорить кратко, то всем офицерам, урядникам и казакам «потребно было» «в шесть дней быть готовыми ко сбору о-двуконь, с полуторамесячным провиантом». От казаков требовалось иметь также при себе «ружья справные и дротики».


КУДА И ЗАЧЕМ отправляется Войско Донское, которое вскоре пополнили до 500 калмыков, оставалось неизвестным. Даже офицерам-помещикам не разрешено было съездить на свои хутора. Жены не простились с мужьями, дети – с отцами.

За предписанные «шесть дней» в Черкасск прибыли со сборных окружных пунктов, а затем … неспешно распределялись (на основе 41-го Донского полка), тренировались и готовились к маршу (в течение всего февраля!) 21 651 человек – они были поделены на 4 отряда войсковым атаманом.


ДАЛЬНЕЙШИЙ путь конников-донцов «тайно пролегал» в направлении Оренбурга, а затем они должны были отправиться к Хиве и Бухаре. При общем руководстве В.П.Орлова, экспедицию возглавлял командир первого отряда и легендарный походный атаман Войска Донского генерал-майор Матвей Иванович Платов (на картине справа).


ТАКИМ ОБРАЗОМ, чтобы достигнуть Индии, казакам предстояло пересечь далее все просторы Средней Азии, хребты Памира и другие территории, населённые не всегда дружелюбными народами. Представления о лежащих впереди территориях были весьма смутными.


«КАРТЫ МОИ идут только до Хивы и до Амурской реки, а далее ваше уже дело достать сведения до заведений английских и до народов Индийских, им подвластных», – инструктировал император войскового атамана В.П.Орлова.


МЕЖДУ ТЕМ, преодолев за две недели 700 верст, казаки достигли Волги в Саратовской губернии, а три передовых отряда переправились через реку и разместились в оренбургской степи, в верховьях реки Большой Иргиз. Однако последовало то самое повеление от нового императора Александра I – возвращаться на Дон.


ОСТАЁТСЯ сказать, что проделанный переход никак не выглядел лёгкой конной прогулкой.


Во-первых, темп марша был столь высокий, что лошади падали от усталости и гибли в большом числе, а всадники были вынуждены двигаться пешим ходом по весенней распутице.

Во-вторых, в силу секретности похода, кроме как сухарей «на полтора месяца», никаких иных запасов продовольствия у личного состава не имелось, то же самое касалось конского фуража.  Даже переправочных средств при войске не было, хотя отряды исполняли маршевый приказ в самое неудобное время года.

В-третьих, местные власти об «индийском походе» не извещались и появление целых казацких полков, требовавших не только продовольствия и фуража, но и постоя на отдых и сон, для них было полной неожиданностью.


ПРИ ЭТОМ донцы, как отзывались командиры отрядов М.И. Платов, И.Н.Бузин, А.К.Денисов и Г.А.Боков, «нисколько не посрамили свою честь и показали себя верными сынами Отечества Российского и Дона казачьего».


* На фоне сказанного становится прискорбно, что многие нынешние историки рассматривают Индийский поход времён Павла I на Индию исключительно с одной стороны — как «проект фантастический, утопический и нереальный». Противостояние Британской короне при этом «толерантно» не берётся во внимание. А разве донские казаки не сделали всё возможное, чтобы воплотить не подлежащий обсуждению приказ в действительность?


КСТАТИ. Англичане многое сделали для того, чтобы опорочить Павла I (1754 – 1801), представить его никчёмным императором, самодуром и слепым поклонником Пруссии (вот если бы Британии!..). Ряд его мер по улучшению организации армии (введение дивизий по постоянным штатам, централизация управления войсками и т. д.) имели положительный эффект и сохранились после гибели императора. Это при нём пожизненный срок солдатской службы сменился на 25 лет, солдаты оделись в шинели, а Суворов совершил успешный переход через Альпы…


Подготовил Кирилл ЛОГВИН, исследователь старины, донской казак (СДКВ).

Использованные источники: http://www.novochmuseum.ru, https://w.histrf.ru и др.

Иллюстрации: https://yandex.ru/images.