Сельский скульптор победил во Всероссийском конкурсе «Сын, отец, Отечество»

Задолго до этого конкурса 67-летний житель воронежского райцентра Репьёвка Игорь Николаевич Горяинов прославился в … английском городе Манчестер как художник.
Про Игоря Горяинова и Манчестер можно прочитать в публикуемом ниже интервью (см. Приложение). А сейчас – об его участии в конкурсе 2021 года «Сын, отец, Отечество», который является составной частью Всероссийского проекта «Мы вместе».
ВВИДУ пандемии по коронавирусу конкурс «Сын, отец, Отечество» проводился в этом году в заочном варианте. Заслуженный художник РФ Игорь Горяинов в «несвойственной ему манере» «сотворил» видеоролик и неожиданного для самого себя занял 1-е место в номинации с предельно простым названием – «Видеоролик»..

В этом «кине» внуки Игоря Николаевича – Андрей и Елизавета Третьяковы – рассказывают о своём «любимом и бесподобном дедушке».
Он написал много картин и является автором целого ряда скульптурных изваяний, которые установлены не только в Воронежской области, но и в других регионах Центрального Черноземья (это, к примеру, Галерея Героев в Репьёвке, бюст «пионеру парашютизма» Леониду Минову в Воронеже, памятник Петру Первому в белгородских Валуйках).
НО ОСНОВНОЕ место в ребячьем повествовании занял рассказ «Домашний музей нашего дедушки». В этом самом музее имеются артефакты, которые относятся к нескольким эпохам, начиная с бронзового века и заканчивая XIX столетием.
К слову, наконечники стрел, предметы быта, украшения из бронзы и железа и многое другое, что находил большой любитель старины, в большинстве своём переданы в различные краеведческие музеи Придонья. Вообще же, И.Н.Горяинов занимается археологией около 25 лет. Он официально руководит районным поисковым отрядом «Потудань».
ПОМИМО всего названного, «достойный сын своего Отечества» и уроженец Астраханской губернии (с. Яндыки) Игорь Николаевич Горяинов является реставратором церквей в Воронежской, Белгородской и Курской областях, а также известным в родном Репьёвском районе и далеко за его пределами бардом – он исполняет под гитару патриотические и лирические песни собственного сочинения.
- Но подробнее об этом – в интервью, которое член Союза журналистов России и нынешний гл.редактор сайта «Северо-Донское казачье войско» Николай Старых опубликовал осенью далёкого уже 2005 года в воронежской областной газете «Коммуна».
Подготовил Виктор ШЕВЧЕНКО, обозреватель сайта СДКВ.
Фото: из архива Игоря Горяинова.
Приложение
Земляки. От Репьёвки до Манчестера

Игорь Горяинов – художник, скульптор, бард, любитель археологии, реставратор церквей и просто мастер на все руки.
В каталоге проходившей в Манчестере выставки плаката были опубликованы и его работы.
«Извините, а какой Манчестер имеете в виду?..»
– Игорь Николаевич, правда, что, вас и в США знают?
– В США? Как художника? Ну, может быть…
– Отвечаете как-то неуверенно. Но вы ведь представляли Россию на выставке плакатов, которая проходила в знаменитом американском городе Манчестере?
– Ах, вон оно что! Так это не тот Манчестер. Выставка была в английском Манчестере, основанном ещё в десятом веке. Проходила она под патронажем королевы Великобритании. США в ней тоже участвовали, и вообще там были работы плакатистов со всего мира. В каталоге выставки опубликованы и мои «творения».
– И что, в каталоге так и указано: «Игорь Горяинов, Россия, село Репьёвка»? Или свою малую родину вы в данном случае не прославили?
– Да как сказать… Видно, англичане долго бились над словом «Репьёвка», ну и выдали – «Рипилевка». Кстати, в 1830-1840-е годы существовала массовая ассоциация рипилеров, выступающая за полную независимость Ирландии от Великобритании. Моя старшая дочь Дарья, которая учится в педуниверситете на историка, пошутила по этому поводу: хорошо ещё, что англичане остановились на рипилерах, а могли ведь обратить внимание на то, что «репей» и «репейник» – синонимы слова «лопух».
– Да… Где Англия и где Репьевка… Но ведь итальянцы не заблудились, когда к вам сюда, в Репьевку, специально приезжали, чтобы ваши картины купить… Был такой факт? Мне о нем местные журналисты рассказали…
– Приезжали и купили. Да разве только они? Я закончил Бутурлиновское художественное училище аж в 1974 году и за это время создал триста, а может, и четыреста работ. Дома осталось совсем немного, остальные разлетелись по белу свету, в основном раздарены…
«Я – советский художник новой формации»
– Игорь Николаевич, а сложно ли вступить в Союз художников? Это ведь организация не массовая…
– В наш Союз принимают художники, а не чиновники. Им достаточно взглянуть на пару картин, чтобы понять, есть ли у человека талант, обостренное мироощущение и так далее. Так я и получил членский билет 6 августа 1991 года, то есть еще при СССР – огромной стране.

Никто в Москве не удивился тогда, что я из маленькой Репьевки.
Естественно, я стал полноправно участвовать в выставках, проводимых Союзом художников как на всероссийском, так и на региональном и межрайонном уровне.
Они и сейчас регулярно проходят (см. фото с персональной выставки в Россоши).
Кроме того, у нас бывают различные симпозиумы, неформальные встречи. Так что я нисколько не сожалею о том, что уплатил в 2005 году членский взнос в размере 300 рублей.
К слову, порою я представляюсь так: Игорь Горяинов, советский художник новой формации. Потому что очень высоко ценю советскую художественную школу, но с восторгом принял перестройку, а ныне учусь выживать в условиях «дикого рынка», не все приемлю в реформах экономики и общества, но не допускаю возвращения прошлого, а своим творчеством пытаюсь утверждать вечные ценности. И с надеждой смотрю в будущее.
– Надо полагать, членство в Союзе художников СССР, а теперь России, помогает Горяинову-оптимисту в общении с деловыми людьми, вашими заказчиками…
– Именно так. Порою просят даже показать дипломы, грамоты и тому подобное. Благо, проблем у меня с этим нет (очередную награду получил прошлым летом за успешное участие в выставке плакатов на антинаркотическую тему).

А вот священникам дела нет до того, лауреат я или нет. «В тебе, – говорят, – есть Божья искра, и тяжкий грех – не использовать сполна талант, данный Господом». И я с ними полностью согласен, поэтому не жду, пока меня любезно попросят помочь тому или иному храму. Пишу иконы, обновляю церковную роспись, делаю царские резные врата (резьбу по дереву я особенно люблю)…
Я уж не помню, во скольких благочиниях не только нашей, но и Белгородской и Курской епархий работал. Грамоты за то имею…
Между прочим, многие репьевцы и не знали, что я занимаюсь реставрацией церквей, пока я не взялся за обновление картины нашего местного храма апостолов Петра и Павла. Поползли слухи: дескать, я обогащаюсь, огромные деньги хапаю, а я просто решил уважить благочинного о. Алексея Чибисова. Хороший он человек, подвижник веры.
– Обновлять церкви – это не очень интересно, по-моему, для творческого человека…
– Да ни в коем случае! Для каждого храма я делаю свой, эксклюзивный, вариант реконструкции. Я и горы литературы перелопачиваю, и в Интернет через персональный компьютер захожу… И вообще считаю, что художник умирает как творец, если на работает над собой. Через то и гении страдали.

К последним я себя, безусловно, не отношу, но полагаю, что в своем развитии не остановился. Мне интересно жить и творить, на это настраиваю и ребятишек из районного Дома школьников, с которыми лет двадцать сотрудничаю.
Не считаю для себя зазорным провести встречу в детсаде. Времени катастрофически не хватает, но в районе «напряженка» с профессионалами…
Между прочим, в этом году я испытал неподдельную радость – учиться изобразительному искусству в вуз пошла пятая моя ученица – Светлана Гадицкая.
Деловой… романтик
– Игорь Николаевич, не могу поверить в то, что свой дом вы полностью построили сами…
– Я убежден, что любой человек может стать и каменщиком, и плотником, и маляром, и штукатуром, и много еще кем, если только очень-очень этого захочет. Я и захотел.
По меркам «новых русских», наш с женой и двумя дочерьми дом не очень велик, но удобен, он призван служить нам, а не наоборот. Тут есть картинная галерея, винтовые лестницы, терраса… Я и рамы сам вязал. Особая моя гордость – камин. Уверяю вас, такого ни у кого нет.
А видели бы вы, с каким желанием оформляла «девичью светелку» наша младшенькая Анастасия! Она ведь художественному делу в Воронеже учится, подаёт надежды…
По правде говоря, дом ещё не до конца отделан – всё из-за той же нехватки времени. Для своей семьи, для трех своих женщин – двух студенток и супруги, работающей в библиотечной системе, – я – надежда и опора, кормилец. Приходится думать о хлебе насущном, браться и за рутинную оформительскую работу… Я очень давно определил свою сущность так: деловой романтик. Даже занимаясь обычными делами, стремлюсь найти в них интересную сторону. По-моему, предела для совершенствования у любого человека нет.
– А что это за «музейная экспозиция» в вашем «каминном зале»?
– Вот этому медному ковшику лет двести, его повезло откопать при устройстве фундамента. А вот этому глиняному сосуду и ритуальному каменному топорику – примерно три с половиной тысячи лет. Они особой ценности не представляют и имеются во множестве в разных музеях, но, согласитесь, не у каждого подобное есть дома.
Я увлекаюсь археологией, мы всей семьей гостим каждое лето у научной экспедиции, ведущей раскопки скифского могильника неподалеку от Репьевки. Это же так интересно!

Помогаем, чем можем, сидим вечерами с профессорами и студентами у костра, поем песни…
Потом с нетерпением ждем научные отчеты экспедиции, встречаем описания знакомых находок в журналах и радуемся.
Я даже подарил пару таких журналов райбиблиотеке, местному краеведческому музею. С последним, заметьте, я постоянно контактирую и всегда нахожу время для историко-краеведческих мероприятий.
…Как жаль, что многие из нас, простых смертных, не задумываются о тайнах мироздания, не находят времени для того, чтобы всмотреться в звездное небо… А художнику никак нельзя терять вкус к новым ощущениям. Может быть, поэтому и портреты, и пейзажи у меня с «философией». А иногда вообще в авангардизм ухожу. Кстати, итальянцы с руками «оторвали» у меня картину в духе Сальвадора Дали (но это не подражание, у меня свое ощущение мира…).
«Художник – не матрос, чиновник – не боцман»
– Игорь Николаевич, по всему выходит, что вас знают за границей, в Союзе художников, в Белгородской епархии, в Институте археологии Академии наук… Где ещё?
– Вы думаете, я скажу «прежде всего в Репьёвке»? Да нет же! Конечно, тут, на малой родине, обо мне слышали. Даже дочерей моих знают – они не раз проявили себя в районных конкурсах художественной самодеятельности. Но… первая моя выставка прошла в Репьевке… летом 2004 года, в День района. За столько лет! Парадокс: как художника меня лучше знают в Воронеже. И это не случайно. Для просмотра картин нужно создавать условия, иметь особое освещение.
– И все же, вы и в 2005 году выставлялись в День района. Верно ведь? Вас что, допекли упреками в том, что вы недостаточно патриотичны?
– Не помню, кто из великих сказал: «Настоящий художник имеет право на амбиции». Я считаю, что манией величия не страдаю. Я, может, вовсе и не «настоящий художник» в понятии отдельных чиновников. Иным из них ничего не стоит заявить: «Да что он о себе возомнил!» Только ведь художник – не матрос, а чиновник – не боцман, по свистку в сфере культуры ничего не должно делаться. Но и простых земляков обижать не хочется.

Что касается патриотизма, то в песне, которую мы с супругой Еленой Анатольевной написали ко Дню района, говорится именно о нашей любви к земле предков, к речке Потудань.
Кстати, Потудань, а прежде Потудон, означает «чистая вода». Об этом мы узнали от друзей-археологов и отразили в песне. Вот вам и польза от увлечения археологией!
Между прочим, прошлым летом мы с супругой дали полуторачасовой концерт на областном слете юных археологов, который проходил в селе Урыв соседнего Острогожского района. И ребята, и их наставники подпевали нам. Было просто замечательно. Право, ради одного этого стоит жить.
– Говорят, вы успешно выступали на межрегиональном конкурсе бардовской песни «Парус надежды»…
– Кто говорит? Журналисты? Спасибо им на добром слове. А то ведь кое-кто и пальцем не пошевелил, а наверняка поставил жирную галочку в отчете: командировали семью Горяиновых на конкурс. Мы туда ездили ежегодно исключительно по своей инициативе и без чьей-либо поддержки. Тем не менее являемся лауреатами в номинации «Поем всей семьей», о нас обстоятельно рассказало областное радио.
Я сказал «ездили» потому, что «Парус надежды» теперь проходит в другом месте, а мы этим летом выступали по старому адресу, на бардовском слете «Рамонские родники».

А как вам такой факт: мы имеем титул «Лучшая семья города Воронеж-2000»? Не района, заметьте, а областного центра!
Теперь мы бываем на этом конкурсе в качестве почетных гостей, поем… Особенно приятно то, что там предоставляют слово и ты можешь рассказать, к примеру, о том, что вся наша семья приложила много сил к организации в Репьёвке Галереи Героев…
– Да, замечательный коллективчик у вас подобрался: семейный, легкий на подъем, и место для репетиций не надо искать. Успехов вам, Игорь Николаевич! Хотя, погодите, неужели вы — сплошь положительный? За что вас супруга упрекает? Или такого не бывает?
– Бывает. Говорит, что я страдаю самоедством. Ещё меня не дозовешься, когда какие-то планы обдумываю, идеи вынашиваю. От себя добавлю: я – сын своего времени и, допустим, с большим трудом преодолел себя, когда писал плакат «Не сотвори себе кумира» (на нем изображен один вождь с нимбом, в иконном окладе)…
– Ну, я думаю, что это небольшие грехи для творческой личности, свободного художника. Удачных вам выставок и всего прочего…
– Спасибо. Недавно, в мой 51-й день рождения, один товарищ огорошил: побольше тебе, говорит, мук; помолчал и добавил: творческих. Я не против.
Беседовал Николай СТАРЫХ.
Райцентр Репьевка.
Октябрь 2005 года.