Первая Мировая. Героический Богучарский полк




ЗАМЕТКИ ПО ПОВОДУ. Недавно на одном из интернет-форумов был выставлен на продажу Георгиевский крест старшего унтер-офицера 234-го Богучарского полка С.Г.Борового…

Оценили Крест Самсона Григорьевича Борового в 10 500 рублей. Конечно, это в высшей степени кощунство, когда продаются военные награды, ведь за ними геройство и подвиг, кровь и страдания. В этой связи хочется хотя бы кратко рассказать о Богучарском полке и его героях.


На фото вверху: Бойцы Богучарского пехотного полка – уроженцы сёл Терешково и Дьяченково. Известно, что среди них – братья Василий Исаевич и Григорий Исаевич Нестеренко, а также Абрам Анисимович Дорошенко. 1914 год.



ВСЕ воинские части, которые перед войной дислоцировались в Воронежской губернии, в 1914 году находились на фронте. Оставались лишь небольшие конные (казачьи) и пешие кадры запасников для полков второй очереди. Вскоре из них в Воронеже сформировали 233-й Старобельский и 234-й Богучарский пехотные полки, которые были отправлены в сторону Варшавы.



На фото: Бойцы-богучарцы – уроженцы сёла Терешково Семён и Пётр Чикирины, Савелий Зубков. 1914 год.


В НАЧАЛЕ октября 1914-го Богучарский полк (и Старобельский тоже) прибыл в фортовую крепость города Гродно (ныне входит в состав Республики Беларусь). Там он нёс гарнизонную службу.


В СЛЕДУЮЩЕМ, 1915 году, 234-й полк в составе 59-й пехотной дивизии отличился в операции 10-й армии русского Западного фронта, проведённой 9 (22) августа – 19 сентября (2 октября) в районе города Вильно (Вильнюс).

В результате неё была взята крепость Ковно (Каунас). Своими ответными действиями германские войска так и не смогли прорвать русскую оборону.


БОГУЧАРСКИЙ полк участвовал также в Нарочинском наступлении российских войск на Восточном фронте Первой мировой войны в марте 1916 года.

Операция была названа по озеру Нарочь (ныне – тоже территория Республики Белорусь).


ОБ ЭТОМ рассказал в своей книге про Нарочинское наступление Н.Е.Подорожный. В ней приводятся следующие воспоминания младшего унтер-офицера 234-го полка И.Р.Носова:


 «…Нас погнали под Осовец. Оглобля (с 19.07.1914 по 24.06.1917 – генерал-майор А.С.Оглоблев. –  Е.Р.) сказал командиру полка:

– Окопы для вас там готовы. Инженерные войска делали. Не разбить германцу.

Разыскали мы эти окопы. Окопы, оказалось, сделаны были нашими саперными войсками не для русских, а против русских. Хорошие окопы! Накатник здоровый, блиндажи, что тебе надо! Рельсы, бревна, земля толстым слоем на блиндажах. Только бойницы обращены против русских. Тут измена была.

Мы в эти окопы не пошли, отступили саженей на 500 и сделали свои окопы. На четвертые сутки в ночь немцы выбили нас из этих окопов…

Прибежали в местечко Радунь часам к одиннадцати утра. Здесь для нас были устроены простые окопы. Держались под Радунью три дня.

Германец сделал канонаду. Ох, и канонада! Никогда он так не бил по нас. Ясный день был, а стал точно вечер темный. Тут и снаряды рвутся, тут и песок летит, и сено и солома горят, вся деревня горит. И простые снаряды, и зажигательные летят. Крик, вой. Вот тут-то нам жара и была. Осталось нас 13 человек от всего полка. Я в это время был фельдфебелем.

На фото: Боец Богучарского пехотного полка – уроженец села Подколодновка Василий Иванович Котляров. 1915 год.

Отступили из Радуни на Бельск. Подходим к Бельску. Встречает нас генерал Оглобля со своей свитой.

Мы идём. Впереди командир полка со знаменем, командир батальона, три ротных командира, два фельдфебеля, семь унтер-офицеров. Рядовых в полку – ни одного…

Генерал командует своей свите:
– Смирно! Равнение на знамя!
Командир полка командует нам:
– Смирно, господа офицеры!
Генерал спрашивает:
– Какой полк идет?
– Богучарский, Ваше превосходительство!
– Знамя цело?
– Цело, Ваше превосходительство!
– Командир полка жив?
– Так точно, Ваше превосходительство!
– Командиры батальонов целы?
– Трое без вести, один цел.
– Ротные командиры?
– Трое осталось, Ваше превосходительство!
– А рядовых?
– Рядовых ни одного, Ваше превосходительство!
– Ну, этой сволочи найдется!
Под деревней Боровички я был ранен в глаз, и мне оторвало палец. Попал в госпиталь в Витебске».


КАК ПИШЕТ Н.Е.Подорожный, 24 – 26 марта 1916 года перед 10-й армией была поставлена новая задача: прорвать фронт противника на участке Вилейты – Бучелишки.

59-й пехотной дивизии надлежало держивать фронт в районе Вилейты и Медзины, обеспечивая операцию с севера. Корпусный резерв – один батальон 233-го Сталобельского и два батальона 234-го Богучарского полков – располагался в районе огневых позиций артиллерии.

Из книги Н.Е. Подорожного: «Приказ… В 10 час. 23 марта начать артиллерийскую подготовку. Исходное положение для атаки занять по особому приказанию. Атаку указывалось производить стремительной волной, все время подпирая поддержками сзади идущих впереди…

Последнее требование приказа останавливает наше внимание. Оно делается так, словно бы перед этим с частями 1-го армейского корпуса ровно ничего не случилось; они так же свежи, какими были в первый день боя, они действительно могут атаковать «стремительной волной», «все время подпирая поддержками сзади идущих впереди»…

Артиллерийская подготовка в течение 23 марта интенсивной не могла быть из-за недостатка в батареях тяжёлых снарядов. Атака была отложена на ночь. В 2 и 4 часа ночи приказано было открывать короткий, большой силы огонь по противнику, атаку же перенести на 24 марта».


  • К КОНЦУ 1916 года даже весь прежний кадровый офицерский состав Богучарского полка погиб. Командирами рот стали прапорщики военного времени.

Многие воины 234-го полка были отмечены Георгиевскими наградами, среди награждённых: капитан Гудиш Александр Ефимович; штабс-капитан Якобсон Владимир Оскарович; младший унтер-офицер Хвостиков Иван Максимович, поручик Кончаков Тимофей Михайлович и многие другие.


В 1918 году полк прекратил свое существование, немногие воины, вернувшись домой, снова пошли воевать – кто к «белым», а кто к «красным».



ОТДЕЛЬНО хочется рассказать о прославленном герое Богучарского полка Кончакове Тимофее Михайловиче.

В различных мемуарах указывается на то, что он имел Георгиевские кресты 4-й, 3-й, 2-й степени. Не хватало лишь 1-й степени до полного Георгиевского кавалера. Но если судить по послевоенному фото, то он, всё же, имел полный «Георгиевский бант».

Тимофей Михайлович родился в селе Елань-Колено Новохопёрского уезда, был грамотным, более того – знал несколько языков, писал стихи.

После Первой Мировой войны участвовал в Гражданской войне, затем эмигрировал во Францию. Жил в Париже, работал шофёром. На собственные средства издал сборники стихов: «Шофёрские песни» (1935), «Из крестьянской жизни» (1936), «Ей» (1938), «Письма родным, друзьям, знакомым» 1938), «Старина, сказка, небыль» (1945).


Его внучка, Цыганова Вера Андреевна, вспоминала: «Тимофей Михайлович очень тосковал по Родине и присылал моей маме открытки, примерно до 1926 года, когда ещё разрешалось писать письма… В одном из них (1925 год) была фотография с четверостишием, адресованным дочери:

Итак, Аннет, исполнилось твоё желанье,
Со мной ты во Франции была,
Но не понравилось тебе моё скитанье,
Вернулась ты, меня с собою не взяла


Евгений РОМАНОВ, краевед.

Сокращённый, интернет-вариант. Фото, полезные источники: https://proza.ru; http://www.boguchar-pamyat.ru