«Черешенка» с казачьим вкусом

Певучие бабушки из ветеранского ансамбля «Черешенка» Богучарского района Воронежской области душевно исполняют казачьи и иные песни времён императрицы Екатерины II.
Пять лет назад в Богучаре родился фольклорный ансамбль с ласковым южным названием «Черешенка». Его собрала руководитель Богучарского дома культуры ветеранов Алла Сахно. Приняла в коллектив самых певучих, ярких и влюблённых в народную песню женщин.
ПОЧТИ все участницы ансамбля разменяли восьмой десяток. Причём петь в коллективе некоторые согласились не сразу.
К примеру, Раиса Корнюшкина сначала волновалась: «Та я уже стара…». Однако пришла в ансамбль с богатым репертуаром, собранным в песенном селе Медово Богучарского района.
Медово – это бывшая казачья слобода в верховьях речки Сухой Донец. Рядом с этим селом находится хутор Малеванный – тоже казачье поселение. Сюда ещё во времена Екатерины II перебрались крестьяне с Полтавщины. И песни привезли в степной край свои, особенные. Как такими сокровищами не поделиться?
«Песни восстанавливаем по словечку»
СТАНОВИТЬСЯ артистками исполнительницы из «Черешенки» никогда не собирались.
Та же упомянутая выше Раиса Корнюшкина всю жизнь проработала в животноводстве – и дояркой была, и телятницей.
Людмила Пасько – Заслуженный работник кинофикации; она застала время, когда жестяные коробки с фильмами развозили по сельским клубам на лошадях.
Анна Мартынюк работала в типографии.
Зинаида Бойко – воспитатель детского сада, на музыкальных занятиях играла ребятне на гармошке.
– Зинаида, бывает, и сейчас украсит выступление ансамбля гармошечкой, – отмечает Алла Максимовна Сахно. – Особенно в рождественские да крещенские вечера, когда «Черешенка» с удовольствием окунается в обрядовые песни – колядки и щедровки.
Сама руководитель коллектива А.М.Сахно сначала трудилась на производстве, потом подучилась, и вот уже 26 лет работает в культуре.
Наталья Степанова – астраханская казачка – привнесла в коллектив свой колорит. Но, как подчёркивает руководительница, основной репертуар «Черешенки» построен на казачьих полтавских, то есть «хохлячих» песнях: «Ой, вышенька-черешенька», «Бурлакы», «Як поихав мий мылэнькый на базар до ряды».
– А нашу коронную «Шлы коровы из дибровы» поём вместе с залом, – рассказывает Алла Сахно. – Люди удивляются: «Где вы нашли такую песню?». А мы её буквально по словечку восстанавливали – кто что вспомнит.
Любо-дорого послушать. И посмотреть

СЕЙЧАС в репертуаре «Черешенки» более 50 старинных песен. В их числе и духовные песни, которые артисткам посоветовала исполнять их землячка, профессор кафедры этномузыкологии Воронежского института искусств Галина Сысоева.
Под стать замечательному пению и сценические костюмы исполнительниц – такие в стародавние времена носили богучарские красавицы: рубашки-вышиванки, юбки, расшитые фартуки, платки с кружевами. Наряды певицы собирали сами, шили по образцам местного краеведческого музея.
– Когда только начали выступать, молодёжь с нами всякий раз спешила сфотографироваться, – делится Алла Максимовна. – Мы были для них словно ожившие музейные фигуры – в необычных костюмах, в бусах в несколько рядов. Красиво же! Сейчас к нам вроде как попривыкли, но всё равно «фотосессии» частенько бывают.
За пять лет «Черешенка» с выступлениями объехала все сёла Богучарского района. Побывала и в других районах Воронежской области. Показала себя на региональных фестивалях «На Троицу», «На Казанскую», «В семье единой»… И редко какой праздник в райцентре без неё обходится. А в краеведческом музее целые представления бывают, в том числе со сценками из самобытного казачьего прошлого.
Не могут напеться
– ПЕНИЕ даёт хорошее настроение, – уверена Алла Сахно. – Бывает, что кого-то из наших солисток посещает желание бросить сцену. Но стоит прийти на репетицию, сначала не могут наговориться, а затем – напеться.
От пения ещё и для здоровья большая польза, уверены воронежские «бурановские бабушки». Почему в старину простые люди не знали бронхитов и ангин? Потому, уверены артистки, что пели в любую погоду, и горло у них было закалённое.
– Ещё, конечно, нашим певицам важно внимание зрителей – детей и внуков, которые ими гордятся, – заключает Алла Максимовна Сахно. – Как только пришла пандемия, мы начали проводить мероприятия в режиме онлайн. Скоро увидели, что на наши странички в соцсетях стали чаще заходить молодые богучарцы: «Ой, здесь наши бабушки!». А певицам-то приятно. Не обделены «девчата» и мужским вниманием. Но тут, конечно, в приоритете наш возрастной контингент. Особенно в сёлах, где «Черешенку» всегда с улыбками встречают, и за концерты благодарят. А уж как нас казаки привечают!..
Наталья СТОЛПОВСКАЯ.

Фото из архива Аллы Сахно. Полезный источник: https://communa.ru