«Эта картина отражает рассвет эпохи морского хождения донских казаков…»




К 60-летию создания исторического полотна «Вольница». Своё масштабное произведение художник Николай Овечкин написал специально для Новочеркасского музея истории донского казачества.


  • Николай Васильевич Овечкин (1929-1993) – выдающийся советский живописец батального жанра, народный художник СССР.

Уроженец Ростовской области (Новошахтинск). Выпускник Московского художественного института имени В.И.Сурикова. Лауреат Госпремии имени Т.Г.Шевченко, обладатель многих высоких и престижных наград за панорамы и диорамы («Взятие Азова», «Плевенская эпопея», «Битва за Днепр» и др.). Автор десятков известных картин на военную и казачью тему.


Закончив в 1961 году Суриковский институт, Овечкин оставляет Москву, где жил с 1945-го, и поселяется в Новочеркасске. Здесь он работает школьным учителем рисования и черчения, руководит местной художественной студией для детей и воспитанников детдомов, которую в 1920-х годах основал уроженец области Войска Донского, выдающийся живописец-баталист М.Б.Греков (автор знаменитой «Тачанки»).

Забегая вперёд, отмечу: в 1964-м Николай Васильевич вернулся в Москву с «донской серией» картин, стал работать в Студии военных художников, которая носила имя всё того же Грекова, был принят в Союз художников СССР. Уже в 1968 году ему была присуждена золотая медаль имени … М.Б.Грекова — за панорамное воссоздание Бородинской битвы.

Заметьте также, что к 100-летию со дня рождения Митрофана Борисовича Грекова (1882 – 1934) Н.В.Овечкин подарил Новочеркасску свою новую монументальную работу – диораму «Освобождение города Новочеркасска 7 января 1920 года». Увы, она сгорела летом 2001-го вместе с деревянным летним кинотеатром «Ударник», где была расположена.


  • … Побывав нынешним летом в Новочеркасске, я узнал вышеизложенную информацию и то, что в городе периодически проводятся торжественные и памятные мероприятия в честь Николая Васильевича Овечкина. Так, большой интерес вызвала персональная выставка художника, проведённая в мае 2013 года в Мемориальном доме-музее М.Б.Грекова.

Как мне рассказали сотрудники названного мемориального учреждения, выставка была приурочена к 20-летию ухода из жизни Николая Васильевича. Тогда на музейных площадях было размещено ровно 50 разноплановых работ мастера. Все они были взяты из фондов Музея истории донского казачества, куда поступили, в основном, уже после смерти художника, в 1993 году. Но это не сами картины, а рабочие наброски к ним, графика и путевые зарисовки, выполненные тушью и карандашом.

А вот в постоянной экспозиции Музея истории донского казачества находится большая картина Н.В.Овечкина, которая создана не только для этого музея, но и непосредственно в нём. Художник начал свою грандиозную работу сразу же, по приезде в Новочеркасск в 1961 году. Полотно широко известно как «Вольница», хотя автор назвал его более конкретно: «Вольница понизовая». Тем самым он хотел указать на морские хождения казаков «по водным низам», то есть ниже Дона.


  • Далее мне остаётся лишь изложить тот пояснительный материал, который экскурсоводы рассказывают посетителям Музея истории донского казачества. Речь идёт об эпохе, о сюжете картины «Вольница понизовая» и о том, что на ней изображено.

…Времена с окончания Смуты до Азовского сидения (1613 – 1638) стали расцветом казачьего мореплавания, когда донцы вместе с запорожцами держали в страхе всё Азово-Черноморское побережье, на равных сражались в море с могучей Османской империи, иногда доходя до её столицы Константинополя на Босфоре.

Почти каждый год флотилии казачьих стругов, насчитывавшие до 2000 человек, ходили в дальние и долгие походы через всё Чёрное море. Во время этих походов значительная часть казаков погибала, но те, кто оставался в живых, возвращались на Дон с огромной добычей.

Художник Николай Васильевич Овечкин изобразил на своём панорамном полотне «Вольница понизовая» около 70-ти людских фигур в полный рост.

Картина включает в себя сразу несколько разновременных эпизодов возвращения из похода и делится условно на три части.



В центре показаны подходящие к берегу струги, встреча войскового и походного атаманов и пленные. На переднем плане – добыча. Как правило, добыча («дуван») после похода делилась поровну между его участниками (только доля атаманов была выше). Пленных можно было обменять на своих пленных или отпустить за выкуп. За особо знатных пленников могли дать тысячи рублей, огромную по тем временам сумму. На картине есть и такой пленник (стоит в чалме).


Левая часть картины – как бы мужская. Здесь казаки веселятся (ведь в походах спиртное было запрещено), обсуждают молодую пленницу. Пленниц могли взять в жены или в служанки. Но не все донцы вернулись из похода, в центре на дальнем плане несут погибшего казака. 

В правой части картины женщины обнимают мужей. Кто-то уже несёт добро домой.  Но две казачки, справа, ищут взглядами своих суженых и не могут найти… Ведь ко времени, отражаемому на картине, уже многие казаки обзаводились домами и семьями, но не все к ним возвращались.

Кстати, в обороне Азова 1641 года участвовали не только мужчины, но и несколько сотен казачек.

… С 1640-х годов морские походы постепенно стали отходить в прошлое, казачество вступало в новый период своей жизни.


Подготовил Кирилл ЛОГВИН.