Пацан простой… Войною призванный, «гвардеец трудовой»…
Сегодня – День Памяти и скорби. 80 лет начала Великой Отечественной войны, которая обездолила детей и сделала их тружениками тыла.
Недавно мне попались на глаза художественные репродукции художника А.А. Пластова из старого номера журнала «Огонёк». На одной из картин запечатлён парнишка со стадом. Подумалось: «Ну, точно мой дедушка Павел в войну!»
Павел, а точнее – Павел Викторович Жеребцов, отец моей матери – едва только закончил четвертый класс, как началась война. Отец ушёл на фронт. Местный колхоз «17-й Октябрь» (село Малые Ясырки нынешнего Панинского района Воронежской области) вообще остался без крепких мужских рук. 13-летнего Павлушу определили на один год «к коровам», а работа эта – известно какая: с раннего утра и до позднего вечера. Напарником был такой же пацан…
Я невольно соотнёс эту картину под названием «Витя-подпасок» с другой работой художника Пластова – «Фашист пролетел». Всё более «углубляясь в тему», в одном месте прочитал вот о чём.
… В 1943 году на Тегеранской конференции глав государств антигитлеровской коалиции Рузвельт и Черчилль осматривали в зале заседаний картины советских художников, которые отбирал лично Сталин. Одна буквально потрясла их: на косогоре лежит убитый русский мальчик-пастух, а в небе – удаляющийся фашистский самолёт. И бронзовая табличка на раме: «Аркадий Пластов. «Фашист пролетел»». Изобрази художник поле боя с тысячью убитых на нём, картина не была бы столь пронзительной.
Как известно, итоги конференции стали важным пунктом в истории войны. И кто знает, быть может, просмотр этого холста повлиял на решение союзников открыть Второй фронт. Но, в любом случае, Великую Победу приближали ценой своей жизни такие вот юные труженики тыла, которые зачастую становились невинными жертвами фашизма. На них легла неимоверная ноша, в том числе моральная. Можно представить себе переживания мальчишек, когда ты не знаешь, что с отцом, где он.
Родитель Паши – красноармеец Виктор Петрович Жеребцов – в октябре 1941-го попал в «смоленскую мясорубку» под Дорогобужем, получил тяжёлую контузию и оказался в германском плену, из которого советские войска освободили его лишь весной 1945-го.
Все эти годы Павел мужал, а какие именно тяготы перенёс, он рассказывать не любил. А теперь и не расскажет. Царствие ему Небесное! Но и то, что мне ведомо, вполне достаточно для того, чтобы представить, как тяжко приходилось детям войны. Так вот…
… В холодное полуголодное время его с другими сельскими ребятами посылали на лошадях с почтой в Лиман, а часто и ещё дальше – за десятки километров – в Каширу, Анну, Верхнюю Хаву…
Когда был оккупирован Воронеж, возил лес на пилораму на станцию Графская (здесь изготавливали ящики для боевых снарядов), в составе обоза ездил за Дон, под Павловск, за зерном для нужд района и фронта.
Ещё доставлял медикаменты, перегонял скот из Борисоглебска, Терновки… И всё – на лошадке, порой один, без сопровождения и помощников.
В тёплое время ударно трудился в поле: пахал, сеял зерновые, частенько работал на жатке; подростки выполняли практически все сельскохозяйственные дела.
Перед самым окончанием войны Павел прошел «всеобуч» при райвоенкомате – готовился к службе в армию.
Но это, как говорится, тема для другого разговора, парень ведь вырос уже!
Хотя, нельзя не сказать о том, что люди из поколения детей войны не только ковали в тылу Великую Победу. Они становились потом отличными кадровыми работниками и «командирами производства».
Отслуживший в армии Павел Жеребцов пошёл на строительство сахарного завода в посёлке Перелешинский Панинского района. Работал слесарем по монтажу трубопроводов, бригадиром отдела по коммуникациям.
В ноябре 1958 года стал начальником ЖКО р.п. Перелешинский. В этой должности отработал более тридцати лет.
При Жеребцове посёлок строился и благоустраивался! Хорошел. Множество идей и актуальных вопросов проходило через руководство отдела. И всё находило решение и реализацию.
За свою 47-летнюю трудовую жизнь П.В. Жеребцов был награждён тремя государственными наградами, различными Почётными грамотами и ценными подарками.
Все годы этот человек посвящал себя целиком работе, был на виду у всех. На него равнялись как на бессменного передовика производства, полагались в самых ответственных делах, где требовалась хорошая организация, умение строить с людьми нормальные взаимоотношения и увлекать их личным примером.
Перелешинцы вспоминают Павла Викторовича Жеребцова и по общественной работе, к которой его обязывало членство в партийном ряду, прохождение через школу трудовой молодёжи, да и просто сердце заставляло…
Кстати, жена, дочь и сын Павла Викторовича тоже связали трудовую жизнь с сахарным заводом. И это является ещё одним «чётким штрихом» к портрету человека из поколения детей войны.
Войсковой старшина Игорь ПОНОМАРЕВ,
атаман станицы Панинской Панинского района,
координатор краеведческой и военно-патриотической работы СДКВ.
КСТАТИ
Уже после того, как этот материал был готов к публикации, я случайно увидел на одном из сайтов любопытный документ с рукописным грифом «Секретно».
А весь секрет состоял в том, что 31 мая 1945 года Военный Совет 1-го Белорусского фронта проявлял заботу о немецких детях войны – занимался организацией снабжения молоком ребятишек в возрасте до 8 лет в «рассаднике фашизма» – поверженном Берлине.
… Такая вот невольная параллель получилась — наличие реального документа и художественных картин «Витя-подпасок» и «Фашист пролетел».
- … Слава советским детям войны! Вечная память тем, кто ушёл уже из жизни, подорвав своё здоровье непосильным трудом! И – гореть в аду разжигателям пожара войн!
И. Пономарев.