Юмор. Традиции. Творчество

Раздел не ограничивается темой казачьего фольклора и самобытных традиций донцов – здесь вы найдёте литературное творчество наших современников, читателей сайта.

  • Беспощадные к врагам, казаки любили детей, были в своей среде добрыми, щедрыми и гостеприимными. Это отразилось в народном творчестве, традициях и юморе донцов.

В основе характера казака-воина была всегда двойственность: то он весел, шутлив и говорлив, то необычайно грустен, молчалив и недоступен.

Это объясняется тем, что станичники частенько смотрели в глаза смерти, и в то же время старались не пропускать выпавшую на их долю радость.

С другой стороны, казаки – философы и поэты в душе: в долгих походах они размышляли о вечном, о суете сущего и … красотах земной жизни. А основу формирования морально-нравственных устоев казачьих сообществ составили десять Христовых заповедей.

При этом родители по-народному поучали чад своих: не дерись без дела и не кради, не блуди и трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и вдовиц, а главное, будь всегда готов встать на защиту Отечества от врагов.

А прежде всего, наставляли старшие, крепи веру православную: ходи в Церковь, соблюдай посты, очищай душу свою через покаяние от грехов, молись единому Богу Иисусу Христу. И добавляли: если кому-то что-то можно, то нам нельзя: МЫ КАЗАКИ.

Чрезвычайно строго, наряду с заповедями Господними, соблюдались традиции, обычаи, поверья, которые являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи; попирание их осуждалось всеми жителями хутора или станицы.

Традиций было много, а если коротко сформулировать их, то получатся своеобразные неписаные законы домашнего уклада казаков:

– уважительное отношение к старшим;

– всяческое почитание гостя;

– уважение к женщине (матери, сестре, жене).

И поныне тот из казаков, кто не уважает обычаи своего народа, не хранит их в своём сердце, тот позорит не только свой народ, но прежде всего не уважает самого себя, свой род, своих древних предков.

Павел ФРОЛОВ, казачий полковник.

В ТЕМУ

  • Культурно-бытовое самовыражение донских казаков складывалось под влиянием того, что они изначально были «ремесленниками военного дела и стражниками земель наших, российских».

Народная мудрость дала предельно ёмкое определение: «Казак-донец – он и швец, и жнец, и на дуде игрец, и в хоре певец, и в бою молодец». На извечность станичного существования указывает другая донская поговорка: «Казачьему роду нет переводу!». Тем не менее, казаки воронежского Придонья сложили пословицу, которая призывает собратьев не обольщаться: «Хочешь быть на высоте – выбирай путь в гору!»

Вообще же «всегда сполошный» образ жизни донцов (сполох – это «тревога!», то есть общий сбор) породил суровые мужские песни – военные и походные песни. В женском фольклоре преобладают напевы грустно-ожидательные и «горестливые». Донская самобытность отразилась и в таких видах устного народного творчества, как преданья, былины, поговорки, пословицы, сказы.

Особенность донского фольклора также заключается в том, что он очень тесно связан с военно-бытовыми традициями, обрядностью, православием и жизненной обыденностью (радостной либо печальной): рождением, крещением, свадьбой, верстанием в казаки, проводами на службу или войну, похоронами и так далее.

При этом фольклору свойственны лаконичность и образность. А для юмора типичной является вот какая донская байка, опять-таки связанная с образом жизни и наклонностями казаков-воителей.

Лето. Покос. Выехали станичники в поле. Встали в ряд. Косят. Вжик-вжик. Всходит солнце. Начинает припекать. Казаки вжик-вжик. Слепни начали кусать. Казаки вжик-вжик. Становится ещё жарче. Рубахи мокрые от пота. Казаки вжик-вжик. Пот застилает глаза. Запас воды кончился. Казаки вжик-вжик. Вдруг видят, казак в поле мчится на коне и кричит: «БРАТЫ, СПОЛОХ!  ВОЙНА!!!». Казаки, перекрестившись: «СЛАВА ТЕБЕ, ГОСПОДИ!!!»

Виктор ТРЕХЛЕБОВ, казачий полковник.


wp_footer();