«Привет из Надыма. Поздравляю с Масленицей. Ваш друг Стиви»

Кениец Стивен, который обрусел, работал в Воронеже и общался с казаками, вдруг перебрался с семьёй на Ямал. Как ему живётся?
С донцами Стивен Отиено Мала познакомился летом прошлого года в музее «Петровские корабли», где есть Казачий зал (строительство Воронежа, а затем и военно-судовой верфи при Петре Первом шло с активным участием казачества). Туда он пришёл с 4-летней дочерью и женой…
Поводом для «душевного разговора» в музее стала телепередача «Сто к одному», показанная накануне по каналу «Россия 1», – в ней принял участие краснодарский казачий ансамбль «Маруся». Этот коллектив привлёк внимание Стиви тем, что все его артисты – … чернокожие уроженцы Африки, по-нашему – негры. А казачьи песни вообще пленили «воронежского кенийца»!

- Кто-то из казаков пошутил: «А ты тоже готов выйти на сцену?» Общительный и весёлый парень в ответ рассмеялся: «У меня времени мало – живу в пригороде, а до работы и с работы ехать долго… А так, у нас любой кениец в любую минуту готов хоть спеть, хоть станцевать…»
Глядишь, теперь Стиви сдружится в Надыме с тамошними станичниками, у них есть знаменитый фольклорный ансамбль «Ямальские казаки»…
К слову, как Стивен вообще оказался в Воронеже?
История эта долгая, поскольку начинается с учёбы в Российском университете дружбы народов. А если сказать кратко, африканец имеет диплом о высшем образовании воронежского вуза.
Но этот документ – не единственный в своём роде: до приезда в Россию Стиви получил родственную специальность у себя на родине, которая связана с … деревообработкой.
В общем, Стивен Отиено Мала хорошо знает мебельное производство, хотя собирался стать медиком, для чего и приехал учиться в Москву. Но на третьем курсе студенту-целевику сообщили, что государство больше не будет оплачивать его обучение…
Оказавшись в Воронеже, кениец учился на вечернем отделении Лесотехнической академии, которую окончил в 2010 году, а в «свободное от учёбы время» работал грузчиком, посудомойщиком в ресторане, на стройке. Было тяжело – где-то платили, а где-то «кидали» на деньги.
Как дипломированный специалист Стив трудился технологом на мебельной фабрике, но уволился из-за проблем с получением зарплаты. Делал со случайными знакомыми мебель в гараже на заказ, но ребята «крепко выпивали», а он – трезвенник. В ритуальном бизнесе не прижился потому, что не угодил «главному гробовщику» («… уж больно ты вумный и честный!»).
В конце концов, устроился простым рабочим на частный заводик и «закренился» на нём. Более того, вскоре «вырос» до мастера-кладовщика, поскольку хозяин оказался понимающим – бывал в Анголе и знал, как тяжело живётся людям на чужбине…

В Воронеже Стивен встретил свою будущую жену – парикмахера Настю, здесь у них родилась дочь, которую назвали Миланой. Жили до недавнего времени у бабушки супруги, в пригородном посёлке Колодезное. Кстати, Стив своими руками отремонтировал бабуле старенький дом, да так, что соседи пришли «нанимать» его, чтобы своё жильё привести в порядок; не могли поверить, что и мебель «темнокожий иностранец» сам смастерил…
Почему же Стивен Отиено Мала переехал с семьёй из Воронежа в Надым, который находится на Крайнем Севере, в Ямало-Ненецком автономном округе?
… Для Анастасии Надым не просто географическая точка, а малая родина. Там она появилась на свет, училась, оттуда «рванула» в Воронеж.
Уже через несколько дней после переезда в Надым Стивен нашёл работу – деревообработчиком на местной мебельной фабрике. Анастасия пока занимается домашним хозяйством. На работу планирует устроиться, как только их дочке выделят место в детском саду.
Теплолюбивый, но «закалённый в Воронеже» кениец рассказал по телефону, что в Надыме семью встретили сильнейшие морозы – столбик термометра тогда опустился до -57 градусов. Подходящей тёплой верхней одежды у Стивена не было.

– Настя говорила мне: «Давай купим теплую куртку – там сильный мороз», но я не поверил. Мороз в -20 градусов в Воронеже переносил нормально. Шапки вообще у меня не было – надевал капюшон от куртки. А когда приехал в Надым, пожалел, что не послушал жену, – признался Стиви. – Шапку-ушанку сразу пришлось купить.
Ещё он рассказал, что из-за погоды опасался выходить из дома:
– У меня очень сильно мёрзли руки – боялся, что обморожу их. И вообще, чтобы сходить в магазин, приходилось надевать две куртки. Поэтому первые две недели я передвигался по городу на такси. Но потом понял, что, если всё время буду ездить на авто, то разорюсь, не узнаю город и не привыкну к постоянному холоду.
А вскоре на работе Стивену выдали тёплую униформу – комбинезон, куртку, рукавицы. Экипировка спасла от сильных морозов.
– Сейчас в Надыме потеплело до -25 градусов. Считается, что это очень тепло, – смеётся Стиви.
В Надыме «очень смуглый» переселенец уже стал местной звездой – на улице к нему подходят люди, просят дать «автограф» или сделать совместное селфи. Бывший воронежец даже успел засветиться «в телевизоре» – две надымские ТВ-компании сняли о нём свои сюжеты.
– Такое ощущение, что здесь люди ни разу не видели темнокожих. В Воронеже было всё иначе, ведь там студентов-иностранцев полно. А здесь один водитель маршрутки даже сделал «выгодное предложение»: «Пока ты у нас живёшь, езди бесплатно. Только фотографируйся с пассажирами и раздавай автографы».
Большая популярность к «мужчине в возрасте Христа» пришла после Крещения, когда он впервые в жизни отважился трижды окунуться в ледяную иордань-купель, под аплодисменты православных. В ту ночь столбик термометра опустился до -39. Местные жители сняли купание Стивена на видео и выложили в соцсети.
– На самом деле я не хотел «нырять в прорубь», но решил поддержать жену Настю. Она тоже окунулась. Кстати, в Воронеже друзья несколько раз звали меня «искупаться» на Крещение, но я отказывался – думал, что заболею. А зря, видать, – ещё больше закалился бы.
- … Стиви признался, что скучает по Воронежу – привык к нему. Но вернётся ли сюда семья – не известно. Мол, «поживём – увидим». Но, в любом случае, – «всем привет с Крайнего Севера, в том числе «братам»-казакам!»…
Подготовили Виктор ШЕВЧЕНКО, Анастасия САРМА (РИА «Воронеж»).
Фото: Михаил Кирьянов.