«Был такой атаман – Отечества радетель, сподвижник Грозного царя…»




Михаил Черкашенин считался одним из главных атаманов Ивана IV. Вообще же он подобен Ермаку или Платову, но мало кому известен.


Именно во времена Черкашенина начиналось завоевание русскими Дикого Поля неизведанных даже в первой половине XVI столетия великих степных просторов от Придонья до Днестра.


… В 1536 году южнее Киева стояли две казачьи крепости по Днепру – Канев и Черкасы. Словом «черкасы» тогда обозначали не только городок, но и казаков, населявших его, оно давало прозвища-фамилии – отсюда и Черкашенин. Но служили те казаки не Московии, а Великому княжеству Литовскому. В означенный год черкасы не поладили с властями и подняли бунт, который был жестоко подавлен.

В итоге часть казаков ушла на низ Днепра, в Запорожье, а часть – в вольное Придонье, близкое к Московии. В число последних «бегунов» входил и молодой Михаил Черкашенин, которого по обычаю тех лет «кликали» не иначе, как Мишкой. Он отличался отменной храбростью, врагам не кланялся, а позже даже летописец записал, что Черкашенин заговаривает вражеские ядра.


  • В 1548 году происходит событие, которое можно уверенно считать началом достоверной истории донского казачества: атаман Мишка Черкашенин, а вместе с ним и «примкнувший к донцам» атаман Истома Извольский-Тулянин «со товарищи», защищая придонские поселения-владения, разбили на Дону большой сводный отряд «крымского князя» Аманака, «блудного черкасского казака» Елбулзлука и «азовских людей» –  нанесли неприятелю большие потери и захватили семь пушек.

Кстати, союзник русского царя ногайский князь Юсуф жаловался московскому государю на казаков, которые в четырёх местах подле реки Воронеж (приток Дона) поставили свои городки и не дают ногаям проезда, побивают их и изрядно грабят.

Не касаясь более этой стороны вопроса, можно считать, что Мишка Черкашенин и Извольский-Тулянин в середине XVI веке были на Дону первыми, как Ермак в Сибири.

Между тем, есть документальное упоминание о том, что уже в 1549 году русское правительство привлекло на службу донских казаков.

Освоение казаками Дона и начало служения Московии совпало с грандиозной войной между Россией и Османской империей, которую поддерживали ориентированные на неё ханства – наследники Золотой Орды.

В 1555 году, чтобы сорвать поход крымского хана Девлет-Гирея на московских союзников-адыгов, царь Иван Грозный отправил в дальний поход под Крым боярина Шереметева с 13-тысячным конным войском. А в 1556 году российское войско следовало в низовья Днепра уже речным путём – на стругах по Дону.


Михаил Черкашенин. Художник  Вл. Доронин.

Русские тогда дошли до Очакова, а Мишка Черкашенин совершил первое в истории казачества «морское нападение» на Крым! Он обошёл Азов и на легких судах рекою Миус вышел в Азовское море, пересёк его и напал на окрестности Керчи. Вернувшись на Дон, атаман отправил в Москву двух пленных «языков».

Его авторитет стражника Дикого Поля был столь высок, что ему же в 1556 году доверена дипломатическая миссия: вместе с царскими посланцами ехать к князю Дмитрию Вишневецкому, который захватил крымскую крепость Ислам-Кермен в низовьях Днепра, разорил её и вывез пушки в свою крепость, поставленную на одном из островов в Запорожье.

Миссия была успешна – в 1557 году князь Вишневецкий, не сумев удержаться в Запорожье под натиском войск крымского хана и турецкого султана, отъехал на службу к Ивану Грозному.


Новый успех донского атамана Мишки Черкашенина тоже известен: в 1559 году на реке Северский Донец казаки перехватили отряд крымцев, разбили его, а четырёх «языков» вновь отправили в Москву.

В следующем году донские казаки и запорожцы впервые провели большой совместный «поход под Крым». Вместе с ними пошли и ногаи. Союзники разорили крымские кочевья, а затем в жестоком бою разбили высланные против них отряды крымцев.

Но тем временем Россия основательно втягивалась в Ливонскую войну, и Иван Грозный принял решение: прекратить наступление на Крым.


Атаман Черкашенин. Портрет работы неизвестного художника.

С 1562 года активные действия русских на юге прекращаются, а атаман Мишка Черкашенин первым среди казаков получил от царя поместье в Рыльском уезде. Даровал царь землю и части его казаков. Так на Руси образовалась уникальная социальная группа – поместные казаки. Однако, они фактически не вели оседлый образ жизни.

Так, в 1572 году Черкашенин вместе со своими казаками был при князе Воротынском в Большом полку и рубился с турками, крымцами и ногаями в великой битве под Москвой…

Но в 1573 году на князя Воротынского обрушилась внезапная опала, и Мишка Черкашенин ушёл на Тихий Дон. Снова он на просторе Дикого Поля, сражается хоть без приказов, да только успешно.

Увы, однажды удача изменила атаману. Его сын Данила попал в плен к крымским татарам, и Мишка, желая его спасти, предложил произвести размен пленными.


Однако враги по-своему отомстили Черкашенину за свой позор 1572 года – они казнили его сына. Люто рассвирепел атаман и, собрав казаков, внезапным ударом ворвался в Азов. В жестокой битве часть крепости подверглась разгрому, был убит и шурин самого турецкого султана. Правда, сил у Черкашенина было явно недостаточно, поэтому казакам все-таки пришлось отойти…


Атаман Михайло Черкашенин. Художник Игорь Ребров.

Не усидел Мишка Черкашенин на Дону, не остался в стороне от сражений Ливонской войны. Когда в 1581 году король Речи Посполитой Стефан Баторий осадил Псков, в городе оказался и Черкашенин.

Польский дворянин Пиотровский писал в своем дневнике, что во Пскове среди защитников было 500 донских казаков, которыми командовал «некий Миско (Мишко, Мишка) родом из Черкасс, бывший королевский подданный».


Когда враги захватили одну из башен, оборонявшиеся приняли решение подорвать её. В этом деле участвовал и Черкашенин. 8 сентября 1581 года русские взорвали башню вместе с противником. Но погиб и сам славный атаман – верный защитник и радетель государства российского.


И записали о том в летописи так: «…да тут же убили Мишку Черкашенина, а угадал себе сам, что ему быти убиту, а Псков будет цел – про то он сказал прежде воеводам…».

Ярослав ЯСТРЕБОВ (old.redstar.ru), Виктор ШЕВЧЕНКО.