«Нет меня счастливей, – ты права!»




В 1960 году пятиклассница Вера послала письмо автору поэмы «Зоя» Маргарите Алигер. Та лично не ответила, но, оказывается, создала стихотворение.


Жительница Подгоренского района Воронежской области Вера Филипповна Стрицына случайно обнаружила, что существует стихотворение «Перед этой девочкой в ответе», в основу которого положено её письмо, – недавно она листала двухтомник Маргариты Алигер, подаренный друзьями.


– Когда я училась в пятом классе, было общешкольное собрание, после которого дети показывали родителям концерт, – вспоминает Вера Филипповна. – Я читала со сцены отрывок из поэмы Маргариты Алигер «Зоя», посвящённой подвигу Зои Космодемьянской. В зале стояла необычайная тишина, у взрослых людей на глазах были слёзы… Но одна учительница, вместо того чтобы похвалить, сказала громко: «Ну это же надо! Вчера мне урок не выучила, а сегодня 20 минут говорила на сцене». Так было обидно…

После этого родительского собрания пятиклассница и села за письмо автору поэмы.

– Я погорилась, что есть непонятливые учителя. А ещё рассказала, как мы живём. Написала о том, что моя мама очень трудолюбивая и сердобольная. В войну она тайком ходила в лес собирать сухостой для печи, а дома её ждали четверо детей, которых в оккупацию фашисты чуть не перестреляли за то, что она прятала в погребе раненного красноармейца… Отец наш хоть и вернулся домой в 1944 году, но был весь израненный… Я написала очень много… И под конец порадовалась тому, что она, Маргарита Алигер, счастлива и не знает многих бед…


  • Адреса поэтессы и журналистки Маргариты Иосифовны Алигер (1915 – 1992) маленькая Вера не знала, но по радио слышала передачу, в которой рассказывали о поэтессе, поэтому решила указать адрес той радиостанции. А потом долго ждала ответа. Повзрослев, переживала:

– Да какое же право я имела – докучать знаменитой и явно занятой поэтессе?! К тому же завидовать, будто бы она не знает бед… А с какой такой стати?.. Видно, поэты представлялись мне какими-то небожителями… Это сейчас я в курсе того, что Маргарита Иосифовна работала военным корреспондентом в блокадном Ленинграде, её муж композитор Константин Макаров-Ракитин погиб на фронте в 1941 году, а сын Дмитрий умер ещё раньше, во младенчестве…

Обнаружив в подаренном двухтомнике стихотворение «Перед этой девочкой в ответе», Вера Филипповна обратила внимание на то, что оно помечено 1960-м, а содержание явно «навеяно» её письмом того же года. Понятное дело, это лишь поэтическая метафора: «И теперь живу я много лет/Перед этой девочкой в ответе».

– Перечитав стихотворение несколько раз, я подумала: «Боже мой, через 60 лет я всё-таки получила «весточку» от писательницы! Совершенно случайно нашла послание из прошлого! А главное, моё письмо побудило Маргариту Алигер написать замечательное философское стихотворение, которое предназначалось не только мне, но и всем жителям нашей огромной страны под названием СССР. Оно ведь полно жизнеутверждающего смысла, что я вряд ли могла понять тогда, в детском возрасте». Так что, зря я обижалась на поэтессу, зря и раскаивалась в своей докучливости, – делает вывод Вера Стрицына.



Она и сама пишет стихи, состоит в местном литературном клубе «Эдельвейс». Старшая дочь посоветовала матери записывать свои поэтические сочинения в тетрадь (у Веры Филипповны две дочери, внук, внучка и правнучка). На их основе был выпущен лирический сборник.

Работала В.Ф.Стрицына на цементном заводе. Кстати, одно время вела передачу «От всей души», в которой замечательно рассказывала о рабочих своего предприятия.


А теперь вниманию читателей предлагается «то самое» стихотворение Маргариты Алигер, которое написано 60 лет назад.


Перед этой девочкой в ответе


Девочка, которая читает

Где-то далеко мои стихи,

Девочка, которая не знает

Про мои напасти и грехи,

Слышит только строки, только строки,

музыку моих страстей и дум,

как раскаты, как прибой далёкий,

как зелёной чащи мерный шум.


И встаёт отчетливо и живо,

без подробностей и чепухи,

мир, где всё так ярко и красиво,

что об этом пишутся стихи.

И дела, и чувства в мире этом

Трепетным озарены огнём.

Может статься, стала я поэтом

потому, что существую в нём.


Девочке покажется, на свете

никого меня счастливей нет…

И теперь живу я много лет

Перед этой девочкой в ответе.

Если мне бывает очень худо,

если жить все горше и трудней,

для того, чтобы поверить в чудо,

я невольно думаю о ней.


И, с друзьями сопереживая

тысячи обид, ударов, бед,

помню, что одна душа живая

верит, что меня счастливей нет.

Девочка, из той же светлой чаши

пьём один напиток, ты и я,

и мои стихи – все это наше,

наше время, небо и земля.


Всё доступное простому глазу,

дорогое, что сияет в нём…

Почему ты не узнала сразу

мир, в котором мы с тобой живём?

Верно, он не стал ещё массивом

сильных чувств и вечной красоты,

он ещё не стал таким красивым,

как того желаем я и ты.


В нём ещё немало лютой боли,

зло разит и ранят пустяки…

Но уж если мне хватает воли

пережить и превратить в стихи,

в музыку лесов и в гул прибоя

всё, чем только я была жива,

мир прекрасен, этот, наш с тобою,

Нет меня счастливей, – ты права!


Материал подготовили Вита ЕРШОВА и Виктор ШЕВЧЕНКО.

Фото Виты Ершовой (РИА «Воронеж»).