«Друзья! Поменьше фейерверков!..»




Недавно в очно-заочном режиме состоялся Всероссийский патриотический форум. В какой мере он касался казачества РФ? О чём именно шла речь?


Организаторами мероприятия выступили Федеральное агентство по делам молодёжи, ФГБУ «Роспатриотцентр», а также исполнительная дирекция «Года памяти и славы». В нём приняли участие 3 тысячи человек – представители различных общественных организаций, органов государственной власти и научного сообщества.



При этом свыше 1 тысячи человек являлись членами Союза казачьей молодёжи России, который официально учреждён при реестровом Всероссийском казачьем обществе осенью нынешнего года. Непосредственно в Москве присутствовали 200 активистов означенного Союза.

Конкретных данных по общественным, то есть не реестровым казачьим организациям найти не удалось, хотя они тоже, разумеется, занимаются патриотической работой. А иные проявляют даже большую активность, потому как их «не обременяет» госслужба (как правило, охранно-сторожевая).

На форуме выступил войсковой старшина Константин Перенижко – заместитель атамана Всероссийского казачьего общества по патриотическому воспитанию, казачьему образованию и культуре. Как и следовало ожидать, он положительно отозвался о Стратегии государственной политики в отношении российского казачества до 2030 года и заверил:


– Лучшие традиции, обычаи и культуру мы стараемся сохранить и передать подрастающему поколению через систему казачьего образования.


Оказывается, на территории России действует 28 казачьих кадетских корпусов. На протяжении многих лет для них проводится Всероссийский смотр-конкурс на звание «Лучший казачий кадетский корпус», где корпусу-победителю вручается знамя Президента страны и денежный грант.

Сколь сильно поощрение одного-единственного корпуса мотивирует кадетов, остаётся гадать, но сам процесс, очевидно, всё-таки способствует сохранению и передаче подрастающему поколению лучших традиций, обычаев и культуры.

Не всё так однозначно и с другими моментами, освещёнными в докладе.

С одной стороны, вроде бы вроде бы хорошо, что Совет при Президенте РФ по делам казачества не так давно принял решение о создании единой системы казачьих вузов, объединённых в Ассоциацию. А с другой, предназначение Ассоциации – подготовка профессиональных кадров для обеспечения деятельности реестровых казачьих обществ. Увы, тут «общественники» вроде как «пролетели».

Или другой «отчётный пункт». Действительно, «повторения» заслуживает Первый Всероссийский слёт казачьей молодёжи (2020), посвященный участию казаков в Великой Отечественной войне, который проходил на Кубани. Однако, этот громкий форум был, опять-таки, с «реестровым» уклоном. К тому же хочется повторить любимое выражение популярной телеведущей и актрисы Ларисы Гузеевой: «Друзья! Поменьше фейерверков – они ослепляют, но после них ничего не остаётся!».

Константин Перенижко вёл также речь о культурной составляющей жизни казаков:


– Мы давно ушли от таких стереотипов, когда говорили, что казаки только и знают, как на гармошке играть. Сегодня среди казаков есть талантливые художники, музыканты, актёры, спортсмены, грамотные управленцы – руководители органов исполнительной власти в регионах. Благодаря тому, что казаки интегрированы во все сферы жизни общества, рождается современная народная культура!


Во как! Почему сказано «сегодня»? Будто раньше казаки были обделены талантами и грамотными управленцами, а «интегрирование», выходит, – «двигатель культурного прогресса»? Между тем, отдельным казачьим формированиям ныне нечем похвалиться, кроме как участием в дежурных конкурсах и фестивалях (а ещё иные отчитываются присутствием на чужих праздниках и митингах. А хотя бы волонтёрская работа или восстановление храмов – это удел далеко не всех).

Дискуссионным представляется и выражение «рождается современная народная культура». Как это вообще сочетается с «сохранением лучших традиций, обычаев и культуры» казачества? Не размываются ли они в означенной «современной народной культуре»? И что значит «современная»?

Даже не знаю, радоваться или огорчаться в ответ на следующее сообщение докладчика:


– Те казачьи молодёжные организации, которые объединились в Союз казачьей молодёжи России, предлагают уже свои варианты воплощения казачьей культуры в современную жизнь.


Молодёжь, она всегда была горазда на предложения, но «век сплошной компьютеризации» накладывает свой отпечаток, а если культура в целом финансируется по «остаточному принципу», то никакого толку не выходит.

Идём далее. Согласитесь, сие звучит более чем обобщённо: «В казачьих войсках подготовке допризывной молодежи уделяется особое внимание, поэтому среди казаков-призывников нет уклонистов от службы в армии». В виду имеются все потомки казаков или дети тех, кто состоит в том или ином войске?

Помимо Константина Перенижко, в Москве с «форумской» молодёжью «общались» помощник Путина, председатель Совета при Президенте РФ по делам казачества Анатолий Серышев и руководитель Росмолодёжи Александр Бугаев.

Г-н Серышев, образно говоря, «передал привет» от своего шефа, а г-н Бугаев сообщил:


– Несмотря на то, что Союзу казачьей молодёжи России всего два месяца, общая сумма выданных грантов составила более 5 миллионов рублей.


Что ж, «похвально, похвально», хотя названная сумма на всю Россию – капля в море, к тому же не Союзом единым живо российское казачество. Поаплодируем, в таком случае, ещё одному сообщению:


– Впервые в истории России в этом году прошла общественно-просветительская акция «Всероссийский казачий диктант-2020». В ней приняли участие более 125 тысяч жителей из всех 85 субъектов РФ.


Жаль только, что эта Всероссийская акция почему-то прошла мимо меня. Я хоть и не казак, но внимательно слежу за казачьими новостями. В данном случае СМИ мало писали, или я сам виноват, коль не слышал о ней? Или всё дело, опять-таки, в пресловутом делении казаков на реестровых и общественных?


  • Понятное дело, Стратегия государственной политики в отношении российского казачества до 2030 года изменений в «реестрово-общественном» вопросе не предполагает. Зато не исключает проведения совместных масштабных мероприятий, в том числе всероссийских патриотических и иных форумов. Они, наверное, в принципе нужны. Но если имеют реальное продолжение, а не заканчиваются тем, что «пообщались – разбежались». Впрочем, вряд ли стоит вновь цитировать Ларису Гузееву. Закончу другим: как любят говорить пессимисты, – «будем же оптимистами!».

Сергей ЗАХАРОВ, журналист.

Воронеж.