Народная песня про батьку-атамана, которая … не народная




Широко известная и якобы казачья песня «Батька-атаман» (она же «Ой, да конь мой вороной», «Вот пуля просвистела…») изначально называлась «Комиссар».


Родовой казак и экс-солист Московского казачьего хора Юрий ЛЮБЧЕНКО (ныне проживает в г.Лиски Воронежской области) в своих публикациях на сайте СДКВ не раз обращал внимание читателей на музыкальные казусы и подмену народного творчества авторскими песнями.


Напомним, Юрий Петрович Любченко рассказал, в частности, о том, что:


  • — «Любо, братцы, любо» написана к художественному фильм 1942 года «Александр Пархоменко», композитор Никита Богословский и поэт Борис Ласкин.
  • — «Не для меня придёт весна» — популярный русский романс на стихотворение «Не для меня», написанное в 1838 году офицером морской пехоты А. Молчановым (полное имя не известно).
  • — «Когда мы были на войне…» («Я только трубочку курил с турецким горьким табачком») — это «Песенка гусара», написанная Давидом Самойловым (Кауфманом) и положенная на музыку бардом Виктором Столяровым.
  • — «Задремал под ольхой есаул молоденький…» — творение Александра Розенбаума из альбома «Казачьи песни» 1988 года, в который вошло восемь авторских песен («Казачья», «Кубанская казачья», «На Дону, на Доне» и др.).

Как сообщил Юрий Любченко, песня «Батька-атаман» (она же «Ой, да конь мой вороной», «Вот пуля просвистела…») впервые прозвучала в 1983 году. Её для группы «Автоматические Удовлетворители» написали три ленинградских … панка-одноклассника: Михаил «Солидный» Тинкельман, Игорь «Нехороший» Шолк и Алексей «Лёва» Леонтьев (музыка).

Друзья увлекались западной музыкой и модой, они придумали себе те «крутые кликухи», что означены выше. И всё почему? Примерно в 1979 году они узнали из советской прессы о существовании панков, а потом купили у какого-то моряка альбом английской панк-группы Sex Pistols «Never Mind the Bollocks». Пластинка произвела на них неизгладимое впечатление…

По некоторым сведениям, «казачью» песню пацаны-«поэты» «скомпоновали» на спор – всего за час и за бутылку портвейна. Почему скомпоновали?

В 1978 году советский писатель Сергей Мосияш опубликовал в литературном журнале «Юность» повесть «С мандатом губкома», действие которой происходит в 1922 году. В ней есть песни, которые распевают пьяные белогвардейцы, занявшие дом председателя сельсовета. Эти «вставки» были взяты за основу будущего шлягера. Цитируем «первоисточник»:


У Советов денег нету,

А у нас их сколько хошь,

Потому как у Советов

Всей скотины — клоп да вошь.


Как добуду я обрез

Да уйду с обрезом в лес…

И начну я им опять

Комиссариков считать.

***

Пуля прямо в грудь попадала мне,

Но спасуся я на лихом коне.

Шашкою меня комиссар достал,

Кровью исходя, на коня я пал.


Эх, конь мой вороной,

Да обрез стальной,

Да густой туман,

Эх, батька-атаман.


Кто какую строфу предложил в конечный вариант от себя – наутро этого никто из юных сочинителей вспомнить не мог. Чтобы всё легло на музыку, в одном месте пришлось дважды повторить один и тот же припев.


Первый исполнитель Андрей («Свин») Панов из группы «Автоматические Удовлетворители». Люберцы (1983).


Сейчас, если обратиться к Интернету, то можно обнаружить один и тот же вариант, в котором нет четвёртого куплета. Так поёт «народную песню времён Гражданской войны» даже ратующий за историческую правду Кубанский казачий хор, так она прозвучала множество раз и в телепрограмме «Голос» (команда Леонида Агутина, исполнители Дарья Винокурова и Тимофей Копылов).

— И по тексту, и по смыслу, и по залихватскому вот этому стилю что ли, конечно, это белая песня, — комментировал член жюри Александр Градский. — Долгое время мы слушали песни только с одной стороны. И они были все потрясающие, красивые, безумно здорово сделанные музыкально. А вот вы сегодня дали нам песню другой стороны…

В ответ исполнители смущённо пояснили, что эту песню они разучили по альбому «О любви» группы «Чиж & Co» (1995).





Кстати, Сергей Чиграков (Чиж) долгое время отстаивал идею о народном, «возможно даже махновско-украинском», происхождении песни.

Приводим ходовой вариант.


Вот пуля просвистела, в грудь попала мне —

Спасся я в степи на лихом коне.

Но шашкою меня комиссар достал —

Покачнулся я и с коня упал.


Припев: 


Эй, ой да конь мой вороной!

Эй, да обрез стальной!

Эй, да густой туман!

Эй, ой да батька атаман,

Да батька атаман!


На одной ноге я пришёл с войны,

Привязал коня, сел я у жены.

Но часу не прошло — комиссар пришёл,

Отвязал коня и жену увёл.


Припев (2 раза).


Спаса со стены под рубаху снял,

Хату подпалил, да обрез достал.

При Советах жить — торговать свой крест!

Сколько нас таких уходило в лес.

Припев.


А вот недостающий куплет, опущенный явно из-за «антисоветского» содержания:


Вот возьму обрез, да пойду с ним в лес,

Буду пить, гулять, комиссариков стрелять.

Сила у обреза — девять грамм свинца,

Щёлкнул курок, вот и нету подлеца.


В Советском Союзе распевание песни было в некоторой степени опасным. Так, в 1984 году при исполнении «Комиссара» сотрудники КГБ прервали рок-концерт, даже несмотря на то, что группа «Объект Насмешек» опустила четвёртый куплет и изменила припев в сторону … более нейтрального варианта. Оказывается, работники госбезопасности «уже слышали» припев вот в каком содержании:


Давите красных сволочей,

Да чтоб не п…… [крали] коней.

Давите красных сволочей,

Да за жену, да за детей!


Будучи директором Московского казачьего хора, Вениамин Новоточинов в интервью журналисту Всеволоду Бойко в 2017 году отметил, что воспринимает песню «Батька-атаман» как трагическое произведение. При этом в исполнении его коллектива песня «идёт бодро, уверенно, с атакой — это можно сравнить с казачьей рысью».

— Несмотря на то, что история не до конца выясненная, песня вполне себе ложится в репертуар казачьего коллектива. И она раскрывает исторический контекст, позволяет современному зрителю понять, чем была Гражданская война, и какие ощущения и эмоции испытывали люди в то время, — сказал Новоточинов.

Но свыкнуться с тем, что содержание песни, скорее всего, вымысел нескольких человек, ему все-таки трудно:

— Вообще удивительно: такая песня — никогда бы ни подумал, что она написана в 70-х — 80-х годах. Настолько она передаёт эмоции, настолько она честная, что ли.

Может, это и так, но у потомков красных и белых казаков мнение по поводу «Батьки атамана»-«Комиссара» может не совпадать.


Подготовил Виктор ШЕВЧЕНКО.

Фотоиллюстрации: https://yandex.ru/images/