«Я – потомок атамана Фрола Чернушкина…»




Геннадий Чернушкин гордится своими предками: 4 века назад они обосновались на Дону под Воронежем, атаманствовали подле Ростова, осваивали урюпинское Прихопёрье…


  • Геннадий Викторович Чернушкин – известный далеко за пределами Воронежской области предприниматель. В 2013 году занимал пост первого заместителя главы администрации города Воронежа по стратегическому планированию, экономике и финансам. Намеревался даже стать мэром, но «предвыборные страсти» не пришлись по вкусу, поэтому вернулся к своему мебельному бизнесу. А ещё он вплотную занялся изучением своей казачьей родословной...

На сегодняшний день документально установлено, что атаман Фрол Чернушкин, его сын Михаил и племянник Гурий были основателями и первыми жителями села Борщёво (ныне Хохольский район), которое возникло примерно в 1613 году, в пределах придонского монастыря мужской обители во имя Живоначальной Троицы.

Весь уклад жизни Борщёвского монастыря был прочно связан с казачеством, опирался на сугубо казачьи ценности и традиции. Изначально земли села Борщёва находились за пределами Российского государства. Именно на северных границах своих земель казаки открывали обители для увечных и раненых воинов.

– Это тихое место, уединённое и поросшее лесом, в начале XVII века облюбовали прирождённые воины, – рассказывает Геннадий Чернушкин. – На обрывистом берегу Дона, в 35-ти верстах от Воронежа, казаки воздвигли на Дону не просто обитель, а мощную оборонительную крепость, центром которой стал храм во имя Живоначальной Троицы. Борщёв монастырь строился именно для атаманов и казаков, «которые из них постригаются и которые из них же раненые и увечные в том монастыре будут».

Монастырь окружал «тын стоячий дубовый» из островерхих брёвен, над воротами возвышалась колокольня, на которую иногда водружали и пушки. Управляли монастырем игумены, первым из которых был Симеон, но они не принимали никаких важных решений без разрешения войскового круга.

Именно с означенного 1613 года фамилия «Чернушкин» возникает в архивных документах с завидным постоянством.

Правда, не все Чернушкины оставались жить в Борщёве. Так, Никифор Чернушкин в 1682 году стал атаманом в станице Мигулинской, и от него пошла ветвь Чернушкиных, проживающих ныне в Ростовской области. А Богдан Чернушкин стал хопёрским атаманом и прародителем волгоградских Чернушкиных.

В 1763 году Тарас Чернушкин перебрался с семейством из Борщёва на другую сторону Дона, стал одним из первых жителей нынешнего села Каменно-Верховка. В дальнейшем Чернушкины долго жили здесь. Что касается Геннадия, то он родился в 1968 году, в семье водителя и воспитательницы детского сада. Через полгода семья переехала в соседний город Нововоронеж, где потомок казаков и провёл своё детство и юность, окончил среднюю школу.


… В один из пасхальных дней 2013 года митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий посетил Введенский храм в Каменно-Верховке с тем, чтобы совершить радостное и значимое событие – освятить колокола.

Владыка Сергий и селяне поблагодарили Геннадия Чернушкина, ведь это он построил на своей малой родине церковь, ставшую близкой для многих уроженцев, жителей и дачников придонского села.


Между тем, ещё ранее на святом источнике «Неупиваемая Чаша» борщёвцами и выходцами из села была построена часовня.



Несмотря на малочисленность – на сегодняшний день в селе проживают около 200 человек – борщёвцы свято чтут православие, свою историю и казачество. Геннадий Чернушкин для них – всегда желанный гость как потомок атамана Фрола Чернушкина.

Виктор ШЕВЧЕНКО, Максим БАНИН.

Фото: https://yandex.ru/search




ЦИТАТА


Святитель Митрофан, первый епископ Воронежский:


 – К архиерейскому дому в начале 17 века был приписан Боршевский монастырь во имя Живоначальной Троицы, построенный донскими казаками, постригавшимися здесь в старости и болезни.

Обитель была богата: немало льгот и угодий получила она от войска Донского, привыкшего смотреть на нее как на свое достояние. Отсюда происходило вмешательство казаков в монастырские дела и беспорядки в обители.

Своеволие иноков, поддерживаемых донскими казаками, дошло до того, что святой Митрофан в челобитной Великим Государям принужден был писать: «Боршова монастыря и его крестьян во всяких духовных и челобитных делах от донских казаков мне, богомольцу Вашему, ведать невозможно».

Грамотой Императрицы Екатерины 9 февраля 1686 года монастырь этот с крестьянами, вотчинной землей и угодьями велено было приписать к архиерейскому дому, чем прекращалось самостоятельное существование обители. Предписано было выслать на Дон казаков из монастыря, чтобы они перестали хозяйничать в нём; казаков же, приезжавших на богомолье, разрешалось держать в обители не боле 3 дней.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *