Итак, казачество – это «социокультурная общность»…




Судя по соцсетям, в казачьей среде не вызвала оживления важная новость: Президент одобрил новую Стратегию госполитики РФ в отношении казачества.


Примечательно, что «Стратегию государственной политики РФ в отношении российского казачества на 2021-2030 годы» Президент России Владимир Путин утвердил «безотлагательно»: датой подписания соответствующего указа №505 – значится воскресенье, 9 августа 2020 года.


В тот же день указ и прилагаемая к нему Стратегия были размещены на официальном интернет-портале правовой информации. Найти эти документы можно и сайте «Казаки России», по адресу:

http://www.kazakirossii.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=457%3A————-2021-2030-&catid=52%3Anovosti-sajta&Itemid=22



  • Тем, кому недосуг вникать в «официоз», обозначим для начала основные понятия, которые используются в Стратегии. Всего их четыре, и они сохраняют дискуссионный характер.

Российское казачество – это «исторически сложившаяся на основе взаимодействия русского народа и других народов России социокультурная общность, сформированная в ходе многовекового служения казаков Российскому государству и обществу».

Казаки – это «представители казачества, в том числе члены казачьих и иных объединений казаков».

Казачьи общества – это «внесённые в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации объединения граждан, добровольно взявших на себя в порядке, установленном законом, обязательства по несению государственной и иной службы, созданные в целях сохранения самобытности российского казачества, а также в иных целях, предусмотренных законодательством Российской Федерации».

Иные объединения казаков – это «некоммерческие организации, созданные по инициативе граждан, объединившихся в целях духовных и иных нематериальных потребностей казаков».


Как видим, российское казачество представляет собой всего лишь «социокультурную общность» без учёта этнического аспекта; притом «социокультурная общность» имеет две составных части организационного порядка – казаки официально подразделяются: на реестровых – как бы «полномочных» и сохраняющих самобытность – и общественных – ну, прямо-таки скромных в своих целях и потребностях.

Всего же «на территории Российской Федерации зарегистрированы и осуществляют деятельность около 3500 казачьих обществ и иных объединений казаков». Статистика по ним не приводится. Это и понятно: Стратегия ориентирует на «консолидацию российского казачества».

При всём при этом мысль о «многовековом служении казаков Российскому государству и обществу» получает в Стратегии своеобразное преломление.  



  • Потребность в служении и цель государственной политики РФ в отношении всего российского казачества имеют явный уклон в сторону всё тех же реестровых казачьих обществ. Цель сформулирована в документе так:

«содействие консолидации российского казачества, сохранению, развитию и использованию духовного наследия и культуры казачества для обеспечения реализации его потребности в служении обществу посредством формирования эффективного механизма привлечения казачества к несению государственной и иной службы, участию в решении на основе общественно-государственного партнёрства государственных задач в интересах национальной безопасности».



  • Стратегия содержит пункт, в котором перечислены пять приоритетов государственной политики РФ в отношении российского казачества. Они строго соответствуют сформулированной выше цели госполитики.

В первую очередь, это «обеспечение участия российского казачества в мероприятиях, направленных на укрепление обороны страны, государственной и общественной безопасности».

Далее – «привлечение российского казачества к участию в мероприятиях, направленных на укрепление гражданского единства, гармонизацию межнациональных (межэтнических) отношений, профилактику экстремизма и предупреждение конфликтов на национальной и религиозной почве».

В число приоритетов включён непривычный пункт:

 «привлечение казачества к участию в мероприятиях, направленных на укрепление связей с соотечественниками, проживающими за рубежом, а также на содействие их добровольному переселению в Российскую Федерацию».

Два остальных приоритета связаны с уже традиционным «обеспечением участия» российского казачества в решении государственных задач по защите населения и территорий от ЧС, а также с «привлечением» казаков к охране природы, обеспечению безопасной среды обитания и жизнедеятельности.



  • Хорошо ещё, что в Стратегии есть пункт, связанный с задачами государственной политики РФ в отношении российского казачества. Их, этих задач, обозначено семь.

Прежде всего, это «совершенствование механизма привлечения казачьих обществ к несению государственной и иной службы» и «поддержка взаимодействия между казачьими обществами и иными общественными организациями» (предполагается разработка закона по обеспечению этого взаимодействия).

И, наконец-то, появляется то, без чего можно было долго раздумывать, а какие же именно «иные нематериальные потребности» могут быть у казаков, создавших по своей инициативе «иные общественные организации».

Так вот, третья по счёту задача госполитики РФ в отношении казачества сформулирована так:

«содействие воспитанию подрастающего поколения в духе патриотизма, гражданской ответственности и готовности служения Отечеству с опорой на духовно-нравственные основы и ценности российского казачества; обеспечение участия российского казачества в реализации государственной молодёжной политики».

Следующая задача того же, нематериального плана:

«содействие сохранению и развитию культуры российского казачества».

Заметим, слово «традиционной» или «самобытной» при этом отсутствует. Наверное, это – само собой разумеется.

Пятая задача – это задача уже иного характера; сформулирована она предельно кратко:

«поддержка социально-экономического развития российского казачества».

Впрочем, как обозначено выше, «иные объединения казаков» – это вообще «некоммерческие организации».

Далее идёт задача, связанная с поддержкой международного сотрудничества российского казачества.

И в завершение:

«совершенствование информационного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с казачьими обществами, расширение информирования общественности о деятельности российского казачества».

Надо полагать, смысловым акцентом здесь является «информационное взаимодействие», причём, взаимодействие с казачьими обществами.

Реализация изложенных выше задач государственной политики РФ в отношении российского казачества будет идти по конкретным «основным направлениям» (все они перечислены), но суть задач от того не меняется.


Понравится казакам такой вариант Стратегии или нет, сказать трудно, но, полагаю, вряд ли кто сомневается в том, что впредь придётся исходить именно из этого «основополагающего документа».


  • Как говорится, такие уважаемые люди, как почётный кубанский атаман Владимир Прокофьевич Громов, остались при своём особом мнении.

 (Казачий генерал Громов выступил с критикой 15 июля 2020 года на заседании комиссии по работе с общественными объединениями казаков Совета при Президенте РФ по делам казачества. В частности, он сказал: «Опять мы уходим от этничности казачества; то, что мы называем сейчас государственной службой, таковой на самом деле не является. Это скорее вспомогательная работа…»

См. http://kazakseverdon.ru/2020/07/23/кубанский-атаман-всё-по-делу-сказал/ ).


…Указом от 9 августа 2020 года Президент поручил Правительству РФ в трёхмесячный срок утвердить перечень целевых показателей и план мероприятий для реализации подписанной Стратегии.


Николай СТАРЫХ,

есаул Северо-Донского казачьего войска.

г.Воронеж.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *