Патриотический настрой казаков Белгородщины




Белгородские казаки (атаман Е.И.Костюков) готовятся к намеченным на 12 июля торжествам по случаю 77-й годовщины знаменитого танкового сражения под Прохоровкой.


Памятные патриотические мероприятия, в которых все последние годы активно участвует личный состав Белгородского казачьего округа Союза казаков России, приурочены строго к 12 июля.

Именно в этот день 1943 года в районе ж.д. станции Прохоровка (южная фаса Курской дуги, Белгородское направление, полоса Воронежского фронта) произошло одно из крупнейших и судьбоносных сражений Великой Отечественной войны.

В 1995 году, в честь 50-летия Великой Победы над фашизмом, в Прохоровке был открыт Храм святых апостолов Петра и Павла (в своё время они приняли мученическую смерть 12 июля). На его настенных мраморных плитах высечены 7 тысяч фамилий советских воинов, павших в ходе танковой битвы.





12 июля казаки обязательно выставляют почётный караул у этого Петропавловского храма, участвуют в Божественной литургии и заупокойная панихиде.

К югу от самой Прохоровки находятся мемориал «Звонница» и Танковое поле.

У «Звоницы» проходит всеобщий митинг с торжественным шествием казаков и возложением венков.

После этого станичники воздают почести воинам, захороненным в братской могиле на Танковом поле, и держат курс на село Прелестное того же Прохоровского района.

В Прелестном расположен образцово-показательный военно-полевой этнографический комплекс Белгородского казачьего округа Союза казаков России «Сторожевая казачья станица Атаманская».





Здесь происходит возложение венков к памятной доске Героя Советского Союза гвардии старшего лейтенанта Павла Ивановича Шпетного, который 12 июля 1943 года вместе со своими бойцами уничтожил 6 вражеских танков неподалёку, на Прохоровском ратном поле. Далее торжества проводятся по отдельному сценарию патриотической направленности.

По приглашению белгородского атамана Е.И.Костюкова в памятных мероприятиях по давней традиции участвуют атаманы, делегации казаков из различных регионов, в том числе из Воронежской и Липецкой областей.




Подготовил Виктор ШЕВЧЕНКО.


Между прочим, 24 июня 2020 года в Прохоровке массовых мероприятий не было. Но культработники и молодые самодеятельные артисты-волонтёры пели патриотические песни, читали стихи и прозу в рамках акции «Знамя Победы». В небо поднялись тепловые аэростаты… Всё это было выложено в соцсети.







КСТАТИ


Откуда взялись казаки на Белгородчине?


Этот вопрос звучит нередко, притом удивление проявляют даже не рядовые служащие местных органов власти.


Недоумённых взглядов в сторону Белгородского казачества наверняка станет меньше, если обозначить хотя бы основные вехи в истории казачества «Святого Белогорья».

Первые сведения о казачестве на территории Белогорья относятся к 1570 году – это были донецкие «гулящие казачины, то бишь вольные люди». Это они в 1593 году основали город-крепость Оскол и выполняли станичную, сторожевую, посольскую и караульную службу, осуществляли передачу срочных сообщений, сопровождали важные грузы и другое.





В обиходном языке первых белгородских казаков называли «бортниками» (бортники – это собиратели дикого мёда, широкое хождение промысел имел в лесах Приднепровья, Воронежа, Сосны и других рек) или «севрюками» (севрюки потомки северян).

Согласно так называемой Храмозданной грамоте патриарха Московского и всея Руси Филарета Никитича, в 1620 году «для съезжающих с Дону донских казаков и всяких людей» на Холковском городище был воздвигнут Свято-Троицкий Холковский монастырь во имя Николы Чудотворца.

Теперь возьмём для конкретного примера город Шебекино, а также «его близкия и протчие окрестностя».

По своей исторической сущности, это исконная земля многовекового проживания казачества, ранее относившаяся к «Дикому Полю» и долгое время остававшаяся незаселенной.

С 1637 года начинается массовое строительство укреплений, составивших впоследствии Белгородскую оборонительную линию («Белгородская засечная черта»), которая стала затем  надёжным южным рубежом государства русского. Здесь сдерживались набеги крымских татар с юга и походы польско-литовских войск с запада.

В первоначальном составе Белгородской оборонительной линии, имевшей протяженность 280 км, значилось 12 крепостей: Вольная, Хотьмыжская, Карповская, Белгородская, Нижегольская, Корочанская, Ябская, Ново-Оскольская, Верхнесосенская, Усердская, Ольшанская и Коротоякская.

Со временем вокруг этих больших и малых крепостей возникли слободы, поселения служивых и пришедших под защиту крепостей людей, росло число и новых острожков (опорных пунктов), которые были временными или постоянными, тоже перераставших в поселения и даже города.

В 1654 году на месте окраины нынешнего Шебекино был построен укреплённый городок Нежегольск – одна из 12 названных выше крепостей и последующий центр Нежегольского уезда.

Гарнизон крепости, состоявший из стрельцов, казаков и пушкарей, обустраивал Белгородскую защитную черту и нёс службу по защите 30-километрового Нежегольского участка этой черты.  

На щебекинской земле бок о бок селились и жили русские и украинцы-переселенцы, в их числе гулящие казаки с Дону и приднестровские казаки-черкасы Острогожского слободского казачьего полка (Острогожск основан в 1652 году, ныне это райцентр Воронежской области).

В Корочанском уезде стояла Корочанская сотня Острогожского слободского казачьего полка, в 1731 – 1732 гг. были основаны слободы: Анновка, Богодух, Гущино, Ивановка, Суволочное, Стрелица, Титовка, Тюрино.

Близкое соседство двух народов привело к формированию особой, неповторимой народной культуры местного населения, которая получила название южно-русской.


  • Из ворот городов-крепостей Белгородской засечной черты «в поле» выезжали группы по 3-4 вооружённых всадника, которые следили за тем, «чтобы воинские люди на государевы земли войною безвестно не проходили». Зоркое око, смекалку и смелость должны были иметь воины, смотревшие за степью и татарскими дорогами.
  • В степь также выезжали дозорные отряды в 9-10 ездоков, совершая длинные и опасные маршруты вдоль Муравского шляха и по рекам: Оскол, Северский Донец, Нежеголь и Короча.

Таким образом, белгородское казачество с давних времен играло роль живого щита на южных рубежах русской земли, конные служилые люди всегда были на передовых рубежах. При этом Белгородский приказ перенимал опыт казаков из других мест, в том числе с Терека.

Кстати, российские казаки не только отстояли для государства Московского весь Юг, но и осваивали Сибирь, проникли на Амур, открыли Берингов пролив (казак Дежнёв). На покорённых и отнятых у татар и турок землях казаки стали твердой ногой. Они обосновались по Дону, Хопру, Медведице, Северскому Донцу, Осколу, Тереку, Кубани, Уралу, Иртышу, Амуру, добрались даже до Камчатки, сохраняя повсюду государственность России.

Тем не менее, на территории Белогорья казачества в том виде и понимании, каким оно сохранялось на Дону и Кубани многие века, в том числе в советские годы, не было.

В народе и историко-краеведческих материалах жила лишь память о казачестве времён Белгородской засечной черты (тогда были так называемые городские казаки, которые служили в опорных крепостях, и линейные – они охраняли «линию» между этими крепостями. В конце XVIII века, потеряв военно-стратегическое значение, тот же город-крепость Нежегольск превратился в село Нежеголь, которое существует и ныне).

Более 10 лет назад был создан Белгородский казачий округ Союза казаков России. С того времени идёт активное возрождение казачества на Белгородчине. Но это – тема для отдельного обстоятельного разговора.


Подготовлено Пресс-службой БКО СКР.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *