«Спасибо, сваточку, за пива бочку!»


Эта «песня-поклон» доныне звучит на свадьбах в воронежском селе Урыв, основанном казаками-черкасами в XVII веке. Иначе и свадьба не свадьба…



Художник Иван Соколов. Хохлацкая свадьба. Холст. 1860.
На картине хорошо виден красный свадебный флаг.


  • Более 370 лет назад Московское государство начало укреплять и заселять южную часть современной Воронежской области. Тут было дозволено строить защитные острожки украинским казакам – черкасам, приходившими из-за Днепра, с берегов Буга. Так появился Урыв (он же Урыв-на-Покрове, Урыв-Покровка – в 1791 году здесь построили каменную Покровскую церковь).

Село входит в Острогожский район, находится в 80 км от Воронежа, на правом берегу Дона. Поскольку укреплённый городок-крепость был сооружён «на урыве», то есть на речном обрыве, то и получил соответствующее название.


Сегодня речь пойдёт о свадебном своеобразии старинного села, насчитывающего ныне 1,5 тысячи жителей. Это потомки не только украинцев-казаков, но и служилых людей, переселённых из центральных мест государства российского во времена строительства на пути кочевников Белгородской защитной черты. Однако Урыв считается, всё-таки, «хохлацким» селом с сильными украинскими традициями.



Рассказывает Галина Павловна ХРИСТОВА, доцент Воронежского государственного института искусств, руководитель фольклорного ансамбля «Терем»:



– Свадебный обряд с. Урыв представляет собой яркое явление традиционной культуры украинцев воронежской земли (современные Каменский, Подгоренский, Россошанский, Ольховатский, Кантемировский и ряд др. районов).

Он включает в себя: сватовство, запóины, оглядыны, вэчерынку – вечер в доме невесты накануне свадьбы, посад невесты в свадебный день, венчание в церкви и разъезд молодых по домам, приезд свадебного поезда, выкупы невесты и приданого, завивание молодой, отъезд в дом жениха, свадебное застолье в доме жениха, обряды второго дня.

Обряд сопровождался многочисленными песнями-припевками, комментирующими происходящие события.

Сватовство. Первый визит в дом невесты совершала мать жениха с целью предварительного договора о встрече.

Если родители невесты не отказывали, то уже в этот же вечер мать с отцом, крестные, старшие братья жениха шли «свататьця», сам он не присутствовал, вместо него брали шапку, картуз либо казачью «форменку».

В случае отказа сватам возвращали преподнесённый ранее хлеб. При благополучном сватовстве невеста перевязывала сватов вышитыми полотенцами – рушниками. Тут же устраивалось общее богомолье, а после него – небольшое застолье. На сватовстве обговаривались хозяйственные вопросы и назначалась дата проведения запоя.

Пóины. На запóины в дом невесты приглашали ближайшую родню с двух сторон, устраивали застолье. Самым важным обрядовым действием на запоинах было деление каравая: невеста разрезала его и раздавала гостям.

Оглядины. В определённый день родственники невесты шли к жениху смотреть хозяйство. Они обследовали двор, считали скот и вообще пытаясь определить состоятельность будущего мужа.

Отдельная встреча родителей молодых была посвящена договору о проведении свадьбы – её сроках, количестве гостей, угощении.

Свадебные чины. Для выполнения обрядовых действий во время свадьбы назначались: староста – старший родственник жениха, дружóк – товарищ жениха, дружкú – товарищи жениха, свитылка – сестра или другая незамужняя родственница жениха, старша дрýжка – близкая подруга невесты, дрýжки – подруги невесты, свашки или прыдáнки – замужние родственницы, которые завивают невесту.

Жениха и невесту во время свадьбы называли – молодúй и молодá.

Обрядовая выпечка. Обязательной являлась выпечка обрядового хлеба – каравая. Главным атрибутом свадебного каравая было свадебное деревце – сосна. «Сосна така: её уряжають кругом ленточками, цвитами и свэчки прикручують».

Для свадьбы готовили и другую обрядовую выпечку – шúшкы – в виде небольших шишковатых булочек. Их раздавали подругам невесты на прощальном вечере.

Вечер перед свадьбой. В доме невесты собирались подруги на прощальную вэчерынку. Они прощались с невестой, плели косу, делали свадебное деревце для каравая невесты. При совершении всех этих действий невеста причитала.

Первый день свадьбы. Утром жених с товарищами и невеста с дрýжками из своих домов шли на венчание. Из церкви расходились по домам, где устраивалось праздничное застолье для своей родни.

Из дома жениха собирали свадебный поезд за невестой: украшали лошадей и подводы, перевязывали рушниками старосту и дружкóв. Жениху на картуз справа пришивали красную квитку (цветок). Количество человек, отправлявшихся за невестой, должно было быть непарным, пару жениху потом составляла невеста.


  • Символом свадьбы в с. Урыв являлся свадебный флаг из красного полотна, который делали и в доме жениха, и в доме невесты. С одним флагом ехал свадебный поезд жениха, а вторым был отмечен дом невесты. Это чтобы люди «прымечалы двор, шоб мимо нэ проехалы».

Во время ожидания жениха невеста сидела на посаде – за столом, а дрýжки пели специальные – жалобные – песни («Я ж у тэбэ, матюнко, дивовала», «А и шли ши дружачки рядочком» и др.).

Перед приездом жениха невесту обязательно прятали либо в своем дворе, либо даже у соседей или родственников. Подруги невесты устраивали всевозможные препятствия жениху и его свите – загораживали ворота, закрывали двери, требовали выкупа. Шутливое общение между двумя родами происходило, в том числе, и с помощью песен («Ой, свату, наш свату, пускай нас у хату»).

По окончании выкупа следовал главный обряд, санкционирующий брак, – завивали молоду.

Обряд совершали свашки – замужние родственницы жениха и невесты. Здесь же гостей усаживали за стол, было небольшое угощение: «или панпу́шки, или оладьи». Участников свадьбы ста́рша дру́жка перевязывала – мужчин рушниками, женщин платками или повязывала им небольшой платочек на руку.

Родители должны были благословить детей перед отъездом из дома. Обычно это делали без свидетелей. Все выходили, и мать с отцом благословляли молодых. Мать в дорогу давала невесте икону, завернутый в рушник хлеб, обязательно – живую курицу, наряженную лентами – чтобы была в доме как хорошая наседка.

У дома жениха молодых встречали родители. Невеста обменивалась со свекровью хлебом и получала благословение. При входе в дом молодых посыпали «для щедрой жизни» зерном, семечками, хмелем, мать жениха разметала дорогу веником.

Под вечер родня невесты приходила на гулянье в дом жениха: «идуть частовáть» (чествовать). Обязательной была песня «А дэ ш твая, Манэчко, китайка» (китайка – жёлтый сарафан из китайской ткани).

Непременным угощением на свадебном застолье были пампушки – булочки из кислого теста, а также борщ, лапша, каша, пэрэпэчки – белый хлеб, донская рыба, мясные хохлацкие блюда.

Невеста раздавала подарки новой родне, затем гости одаривали молодых.

Гулянье проходило весело, с плясками, битьем горшков – на счастье, с песнями: «Спасибо, сваточку, за дочку», «Увведите наше, нехай нам попляше», «Ой, ехав Иванко по мосточку» и др.

По окончании «добрячего» гулянья пели специальную песню: «Спасибо, сваточку, за пива бочку!». Вообще же сват в данном случае – это отец жениха и будущий свёкор невесты.

На второй день свадьба начиналась с прихода невестиных родственников с приглашением на обед. Они приносили завтрак для молодой, пели: «Ми ж до тэбе, Манэчко, в госты прышлы».

В доме жениха совершались обряды, целью которых была проверка хозяйственных качеств невесты: обдирали стену, а молодая должна была показать умение мазатьця – замазать её глиняным раствором; рассыпали деньги – нужно было их тщательно подобрать; били горшки – молодая подметала.

После этого все родственники с молодожёнами переходили в дом невесты, где проходило праздничное застолье (там тоже к концу гулянья пели или не пели, имея в виду отца «красы-девицы», женихова тестя: «Спасибо, сваточку, за пива бочку!»).

Но прежде была процессия-представление. Гости в дом родителей молодухи шли шумно, с песнями, всеобщее внимание привлекали ряженые: лица раскрашены сажею, одеты кто во что горазд (кожухи навыворот, старые кители и т.д.), а сами босые.

Сваты обязательно приносили с собой ряженую курицу и оставляли её в новом доме.

По ходу шествия сельчане перегораживали дорогу верёвкой, не пропускали, требуя выкуп. Уже во дворе устраивалось состязание, кто первый снимет свадебный флаг – женихов или невестин род.

Свадебные песни звучали на протяжении всего ритуала в домах жениха и невесты, во время всех передвижений участников обряда. Каждое совершаемое действие сопровождалось многочисленными припевками, комментирующими происходящие события. Тексты не имели развёрнутого сюжета, большинство из них можно назвать песенными миниатюрами, казачьими припевками.


Богатые свадебные традиции в с. Урыв довольно долго сохранялись в живом бытовании – по воспоминаниям старожилов, вплоть до 70-х годов XX века.


  • Обрядовая основа используется и сегодня, но не в полном объёме, а частично. Хотя порою – даже в «максимальном» виде. Например, на иной свадьбе бывают сватовство, запоины, дружóк и дрýжка, рушники, шúшкы, каравай, благословление, «посыпание» молодых, выкуп невесты, второй день свадьбы, ряженые и др. Звучат и хохлацкие песни, но даже основные свадебные напевы воспроизвести могут лишь некоторые жители с. Урыв.

Использованные источники:

https://ru.wikipedia.org

http://www.vrnfolk.ru/


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *