Стихами, прозой – о казаках и Доне


ВРЕМЯ РОССИИ. Сегодня представляем «народное творчество» жителей разных регионов – Виталия Есипова, Алексея Золотухина, Василия Портнова, Ии Данильченко и Игоря Шептухина.





Река Дон в казачьей жизни


Дон занимал одно из центральных мест в фольклоре и образе мира в восприятии казаков. К родным местам казаки относились с большим трепетом, а Тихий Дон стал объектом своеобразного казацкого культа.

Любимый Дон они называли «батюшкой» и «родимым кормильцем».

Как писал исследователь истории казачества Евграф Савельев, Дон олицетворяли и даже обращались к нему мысленно, величая реку «Доном Ивановичем».

По легенде, души погибших на чужбине донцев восстают во время бурь, и пылая огнём, просят Бога перенести их останки на родимую землю Тихого Дона.

Река была символом родины для казака.

В песнях, грамотах и письмах казаков также отражается их любовь к Дону. В старинной казачьей песне были такие слова: «Как ты, батюшка, славен тихий Дон, ты кормилец наш, Дон Иванович, про тебя лежит слава добрая, слава добрая, речь хорошая…». Подобное обращение к Дону идёт из глубины веков (когда обращение к объектам природы как к живым было весьма характерно).

О Доне всегда вспоминали казаки в письмах друг к другу.

Одному из самых известных донских атаманов, основателю Новочеркасска и герою всех войн России начала 19 века — Платову Матвею Ивановичу, казак Ермолай Гаврилович писал:


«Отчего же всё это держится, отчего мы любим тихой Дон? Ты, отец наш батюшка, любишь Русь и любишь Дон святой. Ведь мы ведаем всё, что ты ни делаешь; знаем мы, что нет ни гонца, ни посла от вас, чтоб ему ты не приказывал: «Поклонись Дону Ивановичу; ты напейся за меня воды его; ты скажи, что казаки его все служат верою и правдою». А ведь это-то нам, батюшка, слаще меда, слаще сахара. Ну да как же не любить нам нашу родину, не любить нам Дона-батюшки?».


Земля донская казакам была дороже золота и других «зипунов», а Дон тем более, и одухотворяли его и обожествляли так, что Платов просил передавать ему поклоны.

Но случалось, что поклоны Дону Ивановичу приходилось отвешивать не по доброму поводу, а, например, в знак извинения перед «батюшкой» и «кормильцем» (а заодно и перед всем народом). Своеобразные поклоны были частью так называемых позорящих наказаний, практиковавшихся по обычному праву у донцев.

Такие наказание применялись в том числе к уличенным в воровстве. Попавшегося воришку связывали, на шею навязывали все украденное им, дабы под тяжестью этих предметов он склонил голову, а затем вели по селу и били (иногда даже могли и покалечить в гневе) руками и палками или секли розгами. Украденное могло при этом весить немало: воровали ведь лошадиные хомуты, свиные окорока, мешки с зерном, корыта, инструменты и прочее добро. Водить с этим могли до тех пор, пока от изнеможения не упадёт вор на землю.

Могли заставить кланяться и прелюбодеев. В одном случае в Пятиизбянской станице казака, пойманного с чужой женой, схватив, раздели: сняли порты, женщине подняли юбку, связали их этими портками и водили по станице, повесив им перед этим ведра на шею, в которые колотили во время этой процессии.

Подобные «срамления» были обычным делом в донских станицах, и поклоны были одним из самых важных символических элементов наказания, так как маркировали покорность преступников и признание ими своей вины.

Виталий ЕСИПОВ-Хопёрский Казак.

Домодедово (Домодедовский район), Россия.






Казак и орёл


Было дело, может, так…

Может, и иначе.

Пулю в грудь словил казак.

Помирал, казаче.

Время к ночи подошло,

Сумерки спустились,

Пролетал над ним орёл.

Взгляды их скрестились.

Тяжко было для души

Расставаться с телом.

И орёл, в ночной тиши

Разглядел, в чём дело.

Покружил над казаком,

Быль то, али небыль…

Душу подхватил крылом

Да вознёс на небо.

«Ты помог мне, как же так?

Чем я тя приветил?» –

Спрашивал орла казак.

И орёл ответил:

«Сходство промеж нами, брат.

Мы же побратимы.

У меня казачий взгляд,

У тебя – орлиный!»

Алексей ЗОЛОТУХИН.

Январь 2020.







Атаман

 

Через степи, этим годом,

Из чужих далёких стран,

Возвращался из похода

Седовласый атаман.


Вёл отряд он бородатых,

Кучерявых казаков,

Уходивших с ним когда-то,

С Дона-батьки берегов.


Уходили, нечисть гнали,

Били вражьих седоков,

Чтоб они сполна узнали

Силу храбрых казаков.


И свинцом, и крепкой сталью,

Вражью стаю погубив,

Далеко, в чужбине дальней,

Был услышан наш мотив:


Через степи, этим годом,

Из чужих далёких стран,

Возвращался из похода

С казаками атаман…



Земля донская

Гостеприимная земля донская!

Приятно мне твоё тепло.

Ты всякий раз, меня встречая,

С любовью даришь мне его.

Твои объятия и ласки,

Я принимаю в сотый раз,

В которых, не сгущая краски,

Тону от счастия сейчас.

Ты очень мила и красива,

Мне хорошо всегда с тобой,

Не потому ли с новой силой,

Спешу, как к матери родной.

Спешу увидеть эти степи,

И ширь твою, и глубину,

К той, что милее всех на свете,

В любви, в которой я тону.


Казачий праздник


Вижу, все уже гуляют,

Самогон ядрёный пьют,

Рюмку к тосту поднимают,

Сало смачное жуют.


На столе стоит закуска

Под ядрёный самогон –

Черемша, лучок, капустка

И солёный шампиньон.


Люди праздник отмечают,

Песни добрые поют,

И гармонь у них играет,

И под бубен в пляс идут.



Слышу пение, лезгинку,

Гик весёлый у реки,

В пляс идут, как по-старинке,

Удалые казаки.


Вновь гуляет вся станица,

Вновь гуляет весь народ.

В праздник род наш не скупится,

И вино рекою льёт.


Василий ПОРТНОВ.

26.04.2020

Зеленец, Республика Коми.

На снимке: Василий Портнов и участники Государственного ансамбля песни и пляски «Волжские казаки» (Самара, 16 августа 2017 г.).






Что же ты, казаче, печалишься?


Что же ты, казаче, задумался,

Что же ты глазами туманишься,

Поглощён печальными думами

И душою праведной маешься?


Под седлом твой конь, сабля – острая,

Плечи скрыты буркой от холода,

Песня твоя – ясноголосая

И глаза горят твои молодо…


Но откуда ж туча печальная

Приплыла, накрыла, встревожила?

Позвала сторонушка дальняя

И воспоминаньем стреножила?..


Где-то там казачка-красавица

Ждёт среди лугов, дожидается

И тоской по милому мается,

Думает: с кем милый сражается?


Посылает милому весточку

С ветерком попутным да с тучкою:

Пусть взмахнёт берёзонька веточкой,

Словно красна девица ручкою.


И казак увидит послание,

Встрепенётся сердцем тоскующим,

Улыбнётся утречку раннему

И берёзкам, сердце волнующим…


Виталий ЕСИПОВ-Хопёрский Казак.






В казачьей степи


Как красивы закаты в степи!

Затихает казачья станица,

От костров потянулись дымки

И, резвясь, скачет вдаль кобылица…

От реки тёплый пар, как волна,

Берега пеленой накрывает,

И туман по-хозяйски для сна

Покрывало своё расстилает.

Звуки стали слышнее к ночи:

Где-то тихо гармошка играет,

И последние солнца лучи

Там, в степи, далеко, догорают.

Для влюблённых вечерней порой

Приближается время свиданий,

И с казачкой своей озорной

Затеряется парень в тумане.

Зажигает станица огни,

Закрываются на ночь ворота,

Лишь в степи шелестят ковыли,

Бродят кони, устав от работы.

Вот и кончился солнечный день,

И вечерние тени теснятся,

Засыпает казачий курень…

Пусть ему сны хорошие снятся!



Казачий край


Мои поля, озёра голубые,

Донские степи – там, где я живу, –

Казачий край, ты – часть моей России,

Тебя я вижу в снах и наяву!

Припев:

Мой Дон седой – моя обитель,

Бездонно небо над тобой!

Ты, словно Ангел мой хранитель,

Оберегаешь мой покой!

Овеянные воинскою славой,

Казачества достойные сыны

Дрались с врагами за свою державу

В лихие годы памятной войны.

Припев.

Под жарким солнцем выжженные степи,

Пшеница колосится на полях…

Звенят чудесные казачьи песни

По вечерам в уютных куренях…

Припев.

Ия ДАНИЛЬЧЕНКО (Беспалова).

Воронеж






Стихи о казачьей лезгинке


Под шелест тихого прибоя

На берегу Кубань-реки,

Душой отмякнув после боя,

Лезгинку пляшут казаки.

Весна раскрылась цветом вишни,

Духмяным запахом – вокруг.

Летает яростно станичник,

В ладони бьёт азартно круг.

Протяжно льётся: «Дэла-дэла!..»

И воздух рубит чья-то плеть…

Чтоб кровь казачья закипела,

Как только может в НИХ кипеть!

По одному, а то – по двое,

Размах и удаль им с руки.

Танцуют лихо, с диким воем,

Так, как умеют казаки.

Порода скроена и сбита,

Да так, что крепок в них закал.

И невдомёк врагам разбитым,

Что сила предков в казаках!

Что коль работать, так работать!

А воевать, так воевать!

Что с каждым – данный с детства Богом,

Престол казачий ПокровА!

Движенья огненного танца

Быстры, отточены, легки…

Пусть смерть свою враги боятся,

Но – не боятся казаки!

Игорь ШЕПТУХИН.