Стихами, прозой – о казаках и Доне
ВРЕМЯ РОССИИ. Сегодня представляем «народное творчество» жителей разных регионов – Виталия Есипова, Алексея Золотухина, Василия Портнова, Ии Данильченко и Игоря Шептухина.

Река Дон в казачьей жизни
Дон занимал одно из центральных мест в фольклоре и образе мира в восприятии казаков. К родным местам казаки относились с большим трепетом, а Тихий Дон стал объектом своеобразного казацкого культа.
Любимый Дон они называли «батюшкой» и «родимым кормильцем».
Как писал исследователь истории казачества Евграф Савельев, Дон олицетворяли и даже обращались к нему мысленно, величая реку «Доном Ивановичем».
По легенде, души погибших на чужбине донцев восстают во время бурь, и пылая огнём, просят Бога перенести их останки на родимую землю Тихого Дона.
Река была символом родины для казака.
В песнях, грамотах и письмах казаков также отражается их любовь к Дону. В старинной казачьей песне были такие слова: «Как ты, батюшка, славен тихий Дон, ты кормилец наш, Дон Иванович, про тебя лежит слава добрая, слава добрая, речь хорошая…». Подобное обращение к Дону идёт из глубины веков (когда обращение к объектам природы как к живым было весьма характерно).
О Доне всегда вспоминали казаки в письмах друг к другу.
Одному из самых известных донских атаманов, основателю Новочеркасска и герою всех войн России начала 19 века — Платову Матвею Ивановичу, казак Ермолай Гаврилович писал:
«Отчего же всё это держится, отчего мы любим тихой Дон? Ты, отец наш батюшка, любишь Русь и любишь Дон святой. Ведь мы ведаем всё, что ты ни делаешь; знаем мы, что нет ни гонца, ни посла от вас, чтоб ему ты не приказывал: «Поклонись Дону Ивановичу; ты напейся за меня воды его; ты скажи, что казаки его все служат верою и правдою». А ведь это-то нам, батюшка, слаще меда, слаще сахара. Ну да как же не любить нам нашу родину, не любить нам Дона-батюшки?».
Земля донская казакам была дороже золота и других «зипунов», а Дон — тем более, и одухотворяли его и обожествляли так, что Платов просил передавать ему поклоны.
Но случалось, что поклоны Дону Ивановичу приходилось отвешивать не по доброму поводу, а, например, в знак извинения перед «батюшкой» и «кормильцем» (а заодно и перед всем народом). Своеобразные поклоны были частью так называемых позорящих наказаний, практиковавшихся по обычному праву у донцев.
Такие наказание применялись в том числе к уличенным в воровстве. Попавшегося воришку связывали, на шею навязывали все украденное им, дабы под тяжестью этих предметов он склонил голову, а затем вели по селу и били (иногда даже могли и покалечить в гневе) руками и палками или секли розгами. Украденное могло при этом весить немало: воровали ведь лошадиные хомуты, свиные окорока, мешки с зерном, корыта, инструменты и прочее добро. Водить с этим могли до тех пор, пока от изнеможения не упадёт вор на землю.
Могли заставить кланяться и прелюбодеев. В одном случае в Пятиизбянской станице казака, пойманного с чужой женой, схватив, раздели: сняли порты, женщине подняли юбку, связали их этими портками и водили по станице, повесив им перед этим ведра на шею, в которые колотили во время этой процессии.
Подобные «срамления» были обычным делом в донских станицах, и поклоны были одним из самых важных символических элементов наказания, так как маркировали покорность преступников и признание ими своей вины.
Виталий ЕСИПОВ-Хопёрский Казак.
Домодедово (Домодедовский район), Россия.

Казак и орёл
Было дело, может, так…
Может, и иначе.
Пулю в грудь словил казак.
Помирал, казаче.
Время к ночи подошло,
Сумерки спустились,
Пролетал над ним орёл.
Взгляды их скрестились.
Тяжко было для души
Расставаться с телом.
И орёл, в ночной тиши
Разглядел, в чём дело.
Покружил над казаком,
Быль то, али небыль…
Душу подхватил крылом
Да вознёс на небо.
«Ты помог мне, как же так?
Чем я тя приветил?» –
Спрашивал орла казак.
И орёл ответил:
«Сходство промеж нами, брат.
Мы же побратимы.
У меня казачий взгляд,
У тебя – орлиный!»
Алексей ЗОЛОТУХИН.
Январь 2020.

Атаман
Через степи, этим годом,
Из чужих далёких стран,
Возвращался из похода
Седовласый атаман.
Вёл отряд он бородатых,
Кучерявых казаков,
Уходивших с ним когда-то,
С Дона-батьки берегов.
Уходили, нечисть гнали,
Били вражьих седоков,
Чтоб они сполна узнали
Силу храбрых казаков.
И свинцом, и крепкой сталью,
Вражью стаю погубив,
Далеко, в чужбине дальней,
Был услышан наш мотив:
Через степи, этим годом,
Из чужих далёких стран,
Возвращался из похода
С казаками атаман…
Земля донская
Гостеприимная земля донская!
Приятно мне твоё тепло.
Ты всякий раз, меня встречая,
С любовью даришь мне его.
Твои объятия и ласки,
Я принимаю в сотый раз,
В которых, не сгущая краски,
Тону от счастия сейчас.
Ты очень мила и красива,
Мне хорошо всегда с тобой,
Не потому ли с новой силой,
Спешу, как к матери родной.
Спешу увидеть эти степи,
И ширь твою, и глубину,
К той, что милее всех на свете,
В любви, в которой я тону.
Казачий праздник
Вижу, все уже гуляют,
Самогон ядрёный пьют,
Рюмку к тосту поднимают,
Сало смачное жуют.
На столе стоит закуска
Под ядрёный самогон –
Черемша, лучок, капустка
И солёный шампиньон.
Люди праздник отмечают,
Песни добрые поют,
И гармонь у них играет,
И под бубен в пляс идут.

Слышу пение, лезгинку,
Гик весёлый у реки,
В пляс идут, как по-старинке,
Удалые казаки.
Вновь гуляет вся станица,
Вновь гуляет весь народ.
В праздник род наш не скупится,
И вино рекою льёт.
Василий ПОРТНОВ.
26.04.2020
Зеленец, Республика Коми.
На снимке: Василий Портнов и участники Государственного ансамбля песни и пляски «Волжские казаки» (Самара, 16 августа 2017 г.).

Что же ты, казаче, печалишься?
Что же ты, казаче, задумался,
Что же ты глазами туманишься,
Поглощён печальными думами
И душою праведной маешься?
Под седлом твой конь, сабля – острая,
Плечи скрыты буркой от холода,
Песня твоя – ясноголосая
И глаза горят твои молодо…
Но откуда ж туча печальная
Приплыла, накрыла, встревожила?
Позвала сторонушка дальняя
И воспоминаньем стреножила?..
Где-то там казачка-красавица
Ждёт среди лугов, дожидается
И тоской по милому мается,
Думает: с кем милый сражается?
Посылает милому весточку
С ветерком попутным да с тучкою:
Пусть взмахнёт берёзонька веточкой,
Словно красна девица ручкою.
И казак увидит послание,
Встрепенётся сердцем тоскующим,
Улыбнётся утречку раннему
И берёзкам, сердце волнующим…
Виталий ЕСИПОВ-Хопёрский Казак.

В казачьей степи
Как красивы закаты в степи!
Затихает казачья станица,
От костров потянулись дымки
И, резвясь, скачет вдаль кобылица…
От реки тёплый пар, как волна,
Берега пеленой накрывает,
И туман по-хозяйски для сна
Покрывало своё расстилает.
Звуки стали слышнее к ночи:
Где-то тихо гармошка играет,
И последние солнца лучи
Там, в степи, далеко, догорают.
Для влюблённых вечерней порой
Приближается время свиданий,
И с казачкой своей озорной
Затеряется парень в тумане.
Зажигает станица огни,
Закрываются на ночь ворота,
Лишь в степи шелестят ковыли,
Бродят кони, устав от работы.
Вот и кончился солнечный день,
И вечерние тени теснятся,
Засыпает казачий курень…
Пусть ему сны хорошие снятся!

Казачий край
Мои поля, озёра голубые,
Донские степи – там, где я живу, –
Казачий край, ты – часть моей России,
Тебя я вижу в снах и наяву!
Припев:
Мой Дон седой – моя обитель,
Бездонно небо над тобой!
Ты, словно Ангел мой хранитель,
Оберегаешь мой покой!
Овеянные воинскою славой,
Казачества достойные сыны
Дрались с врагами за свою державу
В лихие годы памятной войны.
Припев.
Под жарким солнцем выжженные степи,
Пшеница колосится на полях…
Звенят чудесные казачьи песни
По вечерам в уютных куренях…
Припев.
Ия ДАНИЛЬЧЕНКО (Беспалова).
Воронеж

Стихи о казачьей лезгинке
Под шелест тихого прибоя
На берегу Кубань-реки,
Душой отмякнув после боя,
Лезгинку пляшут казаки.
Весна раскрылась цветом вишни,
Духмяным запахом – вокруг.
Летает яростно станичник,
В ладони бьёт азартно круг.
Протяжно льётся: «Дэла-дэла!..»
И воздух рубит чья-то плеть…
Чтоб кровь казачья закипела,
Как только может в НИХ кипеть!
По одному, а то – по двое,
Размах и удаль им с руки.
Танцуют лихо, с диким воем,
Так, как умеют казаки.
Порода скроена и сбита,
Да так, что крепок в них закал.
И невдомёк врагам разбитым,
Что сила предков в казаках!
Что коль работать, так работать!
А воевать, так воевать!
Что с каждым – данный с детства Богом,
Престол казачий ПокровА!
Движенья огненного танца
Быстры, отточены, легки…
Пусть смерть свою враги боятся,
Но – не боятся казаки!
Игорь ШЕПТУХИН.