«Я – Василёк-казачок. Мой папа – атаман Василий. А дедушка – Василий-казачина!..»




Закончивший 5-й класс Вася Кривов (станица Карачано-Хопёрская имени атамана Чигарёва, Грибановский район Воронежской обл.) участвует в войсковом конкурсе «Казачья родословная».


Вот что Вася Кривов рассказал редактору сайта «Северо-Донское казачье войско» есаулу Н.В.Старых:


– Материал на конкурс творческих работ я ещё только собираю, но очень хочу поделиться тем, что уже узнал от своих родных, казаков и из Интернета. Я рад, что мне всегда помогают две старшие сестры. Ещё хочу показать свои фотографии, чтобы было понятно, кто я такой и чем занимаюсь.

Наша семья вроде бы обычная, но есть и то, чем мы отличаемся. Мой папа – казачий атаман Карачано-Хопёрской станицы имени атамана Чигарёва, которая входит в Хопёрский полковой округ Северо-Донского казачьего войска. В 2015 году он официально принял атаманскую присягу. Раньше он был урядником, а сейчас – подхорунжий. Мама поёт в церковном хоре. Средняя сестра несколько лет посещала казачий класс при воскресной школе Михайло-Архангельского храма.

Особенно я горжусь тем, что мой дедушка Кривов Василий Никифорович громил фашистов на войне. Как сказал папа, «он хоть и умер до возрождения казачества, но всегда был по складу характера и духу настоящим казачиной». В прошлые годы я в День Победы участвовал в концертах – играл на баяне, а теперь коронавирус помешал. Жалко, что не смог опять посвятить свои номера дедушке. Но вот в онлайн-колонне «Бессмертный полк» я всё-таки «прошёл с его портретом.

Я горжусь не только тем, что мой дедушка с оружием защищал нашу Родину от захватчиков. Мы с отцом-атаманом стараемся быть достойными и деда, и других наших предков, и всего хопёрского казачества, которое было призвано на службу нашего Отечества аж четыре века назад.

Мне по душе, когда говорят: «Слава Богу, что мы – КАЗАКИ!» И я тоже казак.

Папа берёт меня на разные казачьи сборы и мероприятия. Хорошо помню, как мы были в городе Борисоглебске на праздновании 25-летия возрождения хопёрского казачества.

На одной из фотографий запечатлена моя первая фланкировка казачьей плетью на школьной сцене, где проходила благотворительная акция «Белый цветок».

На другой фотке заснято событие, которое я никогда в жизни не забуду. 17 января 2019 года 5 колоколов весом 10, 18, 25, 43 и 100 кг казаки установили на колокольне храма Михаила Архангела в моём родном селе Средний Карачан (оно входит в Карачано-Хопёрскую станицу).

1 октября 2019 года главному атаману нашего Северо-Донского казачьего войска и бывшему вертолётчику Виктору Васильевичу Галушкину исполнилось 70 лет. На праздничном сборе я играл на аккордеоне. Его подарил мне атаман станицы Аннинской Дмитрий Михайлович Расписиенко. Очень жаль, что дядя Дима умер в апреле нынешнего года, у него случился инфаркт, он не дожил и до 50 лет.


Если кто-то сомневается, что наше село казачье, то зря. Сегодня я не буду много рассказывать, но кое-что скажу (точнее, зачитаю со своего черновичка, где составляю «Казачью родословную»).


В нашей местности протекает речка Карачан (приток Хопра, а он – приток Дона). «Карачан» означает вот что: чёрная яма-болото, чёрная сторона или даже… чёрная смерть! Я так думаю, что кочевники боялись появляться в наших краях, где было много казачьих станов.

Вот ещё один интересный абзац. В истории казачьего восстания под руководством атамана Кондратия Булавина, которое было в 1707-1709 годах, сказано: «склонный к воровству» карачанский люд выбирал себе атаманов и всячески творил неповиновение.

В ответ на бунт царское правительство Петра Первого уничтожило все вольные казачьи городки по Хопру, Медведице и Бузулуку, а потом присоединило всю территорию этих рек к Воронежской губернии. Прежнее население здесь было заменено крестьянами-однодворцами с Тамбовщины и других мест – потомками стрельцов, пушкарей и казаков.

Верхний и Нижний Карачан построили в 3-х верстах от Среднего, и все они составили единую линию защиты. В Списках населённых мест все три села имеют второе название: Пятина. Верхняя Пятина, Средняя Пятина, Нижняя Пятина.

В словарях написано, что пятина – это административно-территориальная единица (буквально, «пятая часть земли»), применявшаяся с глубокой древности, в частности, в Новгородской Руси.

Население наших пятин было на полувоенном положении и тесно общалось с уцелевшим хопёрским и донским казачеством, перенимало его традиции и вольный образ жизни. Видно, не зря у Среднего Карачана было и другое название – Самодуровка, одно время оно входило в состав «казачьего» Новохопёрского уезда.

Интересно и то, что в Списках населённых мест Российской империи 1859 года обозначена социальная принадлежность жителей села Верхний Карачан: казаки, всего 360 дворов, в селе 4 ярмарки, 2 базара, Церковь Косьмодемиановская…




Фото из электронных альбомов Васи Кривова: