Господа-казаки! Летать изволите?


Рассказ о прославленном вертолётчике Алексее Господе вызвал большой читательский интерес. В канун 75-летия Великой Победы обращаемся к казачье-авиаторской родословной А.Господа.



Напомним, житель Воронежа Алексей Алексеевич Господ – полковник в отставке, кавалер Красной Звезды и других боевых орденов за Афган и Чечню. Вертолётчиками служили его брат и … отец (на снимке). А фамилия происходит от украинского «господарь», что означает «хозяин». 


Так уж вышло, что сын военного лётчика Алексей Господ учился в школе №13 города Воронежа, а спустя годы стал командиром Отдельной авиационной эскадрильи Внутренних войск МВД России, созданной здесь же в 1993-м. С той поры и живёт в Воронеже, при этом дорожит дружбой с «людьми надёжными и духом крепкими» бывшими сослуживцами и казаками.


Читайте подробнее:





ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

Алексея Алексеевича Господа к рассказу сайта kazakseverdon.ru о его родословной, а также о жизненном пути его отца – Алексея Фёдоровича Господа, одного из первых вертолётчиков СССР:

– Моя родословная – тема весьма интересная и содержательная, а отец – так вообще Личность. Но прежде всего я хочу подчеркнуть: в этом году отмечается 75 лет Победы советского народа в Великой Отечественной и во Второй мировой войнах.

Почему очень важно вспомнить именно народ? А потому, что только единый народ, объединённый одной идеей, одними традициями, одной историей и, в конечном счёте, одной верой, смог одолеть фашистского зверя. Надо было победить не немцев, не итальянцев, не венгров, не представителей других национальностей, а именно фашистов, которые хотели поработить «низшие расы», разрушить наши устои, уничтожить само понятие «русские».

Когда же наступил перелом? Конечно, после Сталинграда и Курской дуги. Но, и ещё раз «но»! Важно то, что Верховный Главнокомандующий к тому времени понял, наконец-то: без традиций, без памяти предков и, в конечном итоге (а это, возможно, главное!), без возрождения Православия ПОБЕДЫ над страшным зверем не достичь.

Последовали выборы Патриарха, возвращение из заключения священников, создание казачьих воинских формирований, учреждение полководческих орденов, опора на русского, независимо от национальности, солдата.

Конечно, победа достигается не только в штабах и политуправлениях. Помните, как сказал И.В. Сталин на приёме в честь командующих войсками в Георгиевском зале Кремля 24 мая 1945 года? «Я, как представитель нашего Советского правительства, хотел бы поднять тост за здоровье нашего советского народа и, прежде всего, русского народа». (Из стенограммы)

Войну выигрывает народ.

Я рад тому, что сегодня, в юбилейный год Великой Победы, есть возможность рассказать о представителе нашего народа, а в конечном итоге – обо всём поколении пацанов, родившихся в сложные тридцатые годы. Речь пойдёт о моём отце – о мальчике из 40-х, который смог осуществить свою мечту, который поднялся в небо, который был простым «трудягой» и, как поётся в известной песне, «воздушным рабочим» нашей страны.

Какие же подвиги совершил этот человек? Да вроде и ни каких. Был в первом наборе училища, готовящего вертолётчиков, стоял у истоков армейской авиации страны и всемерно способствовал её становлению, подготовил массу вертолётчиков защитников Отечества, ПРОСТО охранял нашу Родину от неприятеля. А разве это так уж и мало?!




Воплощение мечты


Будущий подполковник Алексей Фёдорович Господ родился на хуторе Терновая Павлоградского района Днепропетровской области 10 апреля 1932 года, в семье потомственного казака Фёдора Ивановича Господа.


… Безоглядно уничтожив Запорожскую Сечь, Российская империя стала создавать для защиты своих южных рубежей пикинёрные полки – полки лёгкой кавалерии, которые в последствии преобразовали в полки гусарские.

Дед Алексея Фёдоровича – Иван Алексеевич проходил службу «при конях» во 2-м лейб-гусарском Павлоградском полку, который в 80-х годах ХIХ века базировался в Сувалках (Польша). Туда отправляли наиболее образованных и крепких юношей с Павлоградского уезда.

К слову, этот полк был сформирован в городе Павлограде Екатеринославской губернии в 1783 году. Первым командиром являлся будущий фельдмаршал, а тогда подполковник М.И.Кутузов. Личный состав части отличился в битве при Шенгабене (Австрия, 1805), в Отечественной войне 1812 года и ряде других сражений ХIХ – ХХ веков. Павлоградский полк награждён двумя Знаками «За храбрость», это единственный факт в истории России.

Прадеда Алексея Фёдоровича Господа тоже звали Алексеем.

На снимках: дед Иван (слева) и прадед Алексей.



Прадед участвовал в Кавказских походах 1855 – 1865 годов. За отличие в службе, помимо ряда других наград, был поощрён Крестом «За службу на Кавказе».

Заметьте! Это глубоко символичный факт: два праправнука Алексея Господа также отмечены (через 150 лет!) наградой, которая возрождена Командующим Северокавказским округом: Крестом «За службу на Кавказе».

… С начала Великой Отечественной войны отец Алексея Фёдоровича Господа, Фёдор Иванович (на фото), находился в действующей армии.



Был ранен, войну закончил в Польше, освобождал Бреслау (Вроцлав).

И опять, кстати, игра судьбы! Отец Фёдора Ивановича Господа – Иван Алексеевич Господ – служил, как уже было сказано, в Польше (напомним, 80-е годы ХIХ века, Павлоградский гусарский полк). А внук – Алексей Алексеевич Господ – через сто лет летал с аэродрома, который находился в 40 км от Вроцлава.

Да, дивны дела твои, Господи!

Но мы забежали вперёд. На родине Фёдора Ивановича Господа с первых дней войны вся ответственность за семью легла на девятилетнего сына Алексея, который впоследствии и стал отцом нашего доблестного вертолётчика Алексея Алексеевича Господа.

В 1941-м Алёша Господ работал на строительстве оборонительных сооружений. Потом была оккупация – тяжелейшее время для народа. Он едва избежал отправки на работу в Германию (мать вымолила сына у эсэсовца). После изгнания оккупантов трудился в колхозе, восстанавливая порушенное войною хозяйство.

Трудно было? Как и всем в то тяжёлое время. Но желание служить Родине максимально плодотворно, подобно предкам, привело Алексея в 1950 году в железнодорожное училище №2 города Днепропетровска, где он освоил специальность электрогазосварщика.

А как же приблизиться к своей мечте – летать? Выход найден: аэроклуб!

Заниматься в днепропетровском аэроклубе Алексей Господ начал в 1951 году. Днём изучал свою специальность, а вечерами осваивал азы лётной профессии. И вот – первый вылет, который был выполнен в 1952-м на планере А-2.

После окончания железнодорожного училища начал работать на паровозоремонтном заводе, продолжая заниматься в аэроклубе. Мечта постепенно приобретала реальные очертания. Небо всё больше манило его.

В октябре 1952 года Алексей Господ поступил в Военное авиационное училище лётчиков, расположенное в поволжском городе Пугачёве. Именно здесь с 1940 года готовили военных планеристов. Но в тот период руководство страны обратило внимание на совершенно новые летательные аппараты – вертолёты. Последовало официальное решение: начать обучение лётчиков на винтокрылых машинах. Это был первый набор в данное учебное заведение по новому профилю.



Учиться на первых порах было очень сложно, ведь из-за войны базового образования получить не удалось, но природная одарённость, сильное желание летать и трудолюбие постепенно сделали свое дело: младший сержант А.Ф.Господ окончил училище по первому разряду, что приравнивалось к окончанию с отличием.

Алексей сильно выделялся среди своих сокурсников богатырским телосложением. Несколько недель после зачисления в училище он ходил в своих ботинках – просто не было сапог подходящего размера!

Памятуя традиции казачества – отправляться на службу со своей амуницией – Алексей собрался писать письмо отцу, чтобы прислали сапоги. Но при очередном строевом смотре начальник училища сказал, что «советский военнослужащий стоит на полном государственном обеспечении» и решил проблему кардинальным способом: приказал выдать крой и пошить соответствующего размера форменную обувь сапоги.

Радости хуторского паренька не было предела. А мечта о небе стала ещё немножко ближе, ибо он был курсантом лётного училища без всяких оговорок.

Кстати, богатырское телосложение сыграло свою роль в спорте. Курсант Господ неоднократно побеждал в соревнованиях по метанию молота, а по штанге и греко-римской борьбе стал членом сборной команды Пугачёвского ВАУЛ. Кроме того, неоднократный чемпион училища был призёром Приволжского военного округа.

Но, перефразируя известную песню, первым делом небо, а всё остальное – потом.

Во время учёбы выполнял полеты на самолётах По-2, Як-18, на отлично освоил программу подготовки на вертолётах Ми-4. Однако авиационная промышленность не успевала за потребностями армии в винтокрылых машинах. Поэтому те, кто волей судьбы успел выполнить программу, оправились в войска в 1954 году (первый выпуск на вертолётах), а остальные продолжали обучение ещё почти год.

В начале 1955-го поступила новая техника и процесс обучения вошёл в своё русло. Мечта стала уже реальностью.

Вот и закончено училище по первому разряду, пошита парадная офицерская форма, а также справлены новые хромовые сапоги. Интересно, что все 35 лет службы офицеру Господу А.Ф. вещевая служба выдавала крой и организовывала пошив пресловутых сапог. Родина заботилась о своих защитниках!

Как один из лучших выпускников, Алексей Господ был оставлен лётчиком-инструктором в Пугачёвском ВАУЛ.

С поступлением в училище вертолётов Ми-1 был организован эксперимент по подготовке лётчиков на этом типе машин. Сущность эксперимента заключалась в ночной лётной подготовке, без подготовки дневной. Лейтенант Господ стал участником данной программы.

Кто выполнял полёты в различных условиях, тот знает: как же сложно, не летая днём, начать ночные полёты на новой технике! Но эксперимент завершился успешно. Правда, дальнейшего применения этот опыт не получил, видимо, из-за того, что освоить программу могли только профессионалы высокого уровня.

Такая нужная, но очень кропотливая и тяжёлая работа лётчика-инструктора периодически «разбавлялась» сложными задачами: спасание людей при сильном наводнении в Поволжье, работа по программе освоения Космоса и выполнение ряда других специфических задач.

Учить летать, да не просто летать, а выполнять боевые задачи с максимальным результатом, соблюдая нормы безопасности полетов, – это требует от инструктора концентрации сил и постоянного совершенствования, как в теории, так и в практике. Про то лётчик-инструктор А.Ф.Господ помнил постоянно.

В числе первых в училище он окончил вечернюю школу, получил полное среднее образование. А совершенствование в ходе лётной работы было постоянным делом, основной задачей. Такого же отношения к делу Алексей Фёдорович Господ требовал и от своих воспитанников.


Инструктор А.Ф. Господ со своей группой. Апрель 1956 года.

Ряд курсантов лётчика-инструктора в дальнейшем внесли значительный вклад в развитие вертолётной авиации. В их числе – полковники: Голубь – заместитель начальника Сызранского училища, Шипачев – заместитель Командующего танковой армии по авиации, Кошелев – первый из вертолётчиков, которому присвоено звание «Заслуженный военный лётчик», Октябрьский – командир авиационного полка РВСН…

А ведь лётчиком-инструктором Алексей Господ служил неполные пять лет!

В 1960 году А.Ф.Господ был направлен в Центр переучивания лётного состава, который базировался в Павлограде Днепропетровской области, а затем – в Луганске. В том же году попал в группу, которая первой начала освоение самого тяжёлого вертолёта в мире – Ми-6. Данный процесс курировал лично Главный конструктор М.Л.Миль (на снимке — в центре).



Освоив в полном объёме вертолёт Ми-6, Алексей Фёдорович Господ приступил к переучиванию лётного состава. Кстати, на этом сложнейшем в эксплуатации типе вертолёта проходил службу и Виктор Васильевич Галушкин – ныне подполковник ВВС в отставке, атаман Северо-Донского казачьего войска (штаб в Воронеже).

Следует обратить внимание на то, что в 1966 году, также впервые, А.Ф.Господ вместе со своими товарищами освоил вертолёт Ми-8.

Сколько офицеров прошло подготовку на вертолётах под руководством лётчика-инструктора-исследователя Господа Алексея Фёдоровича, и подсчитать трудно!

Были и другие сложные и ответственные задачи, в частности – испытание новых радиоэлектронных систем, которые подавляли средства противовоздушной обороны противника. В дальнейшем данные разработки позволили сохранить жизнь не одному лётчику.

В 1960 – 1976 годах А.Ф.Господ проходил службу на различных должностях в Центре боевого применения и переучивания лётного состава, который размещался в Луганске, Липецке, Воронеже.

Затем он служил в авиации РВСН на полигоне Кура (Камчатская область), был командиром отряда вертолётов Ми-6, командиром смешанной авиационной эскадрильи.


На снимке: Алексей Фёдорович Господ запечатлён в кабине Ми-6 на фоне камчатской Ключевской сопки.



***


С 1983 года Алексей Фёдорович находится в отставке.

Военный лётчик 1 класса. Общий налёт – более 4000 часов.

Подполковник А.Ф.Господ награждён рядом государственных и правительственных наград Советского Союза и России. Отмечен и его трудовой вклад в Великую Отечественную войну.


  • Работа художника А.А.Небольсина (участвовала в выставке картин в ЦМ СА, посвящённой 40-летию Великой Победы, 1985 год).


***

Начальник армейской авиации страны генерал-майор П.Д.Новицкий (кстати, тоже из запорожских казаков), который ещё в 60-х годах переучивался на вертолёт Ми-6 под руководством А.Ф.Господа, имел в Афганистане беседу с младшим сыном Господа, Алексеем Алексеевичем. При этом он сказал, в частности:


– Очень достойный у тебя отец, Алексей. И отличный лётчик. Учил меня как инструктор на Ми-6 летать. Ты должен соответствовать своему отцу, своей фамилии, своему роду.


И Алексей сполна соответствовал. Старший сын Владимир тоже не подкачал. Оба закончили Сызранское училище, причём с отличием и «золотом».

В дальнейшем окончили военную академию, также с отличием, стали авиационными командирами, полковниками, лётчиками-снайперами. Неоднократно выполняли боевые задачи в Афганистане, в Северо-Кавказском регионе, награждены государственными наградами. А Владимир участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, является Заслуженным военным лётчиком России.

Подсчитано, что общая выслуга семьи вертолётчиков Господ – более 200 лет, а налёт свыше – 12 тысяч часов.

… А что же мечта Алексея Фёдоровича Господа? Мечта не только сбылась и даже воплотилась в сыновьях. Вполне возможно, что и два правнука Алексея Фёдоровича – Максим (левый снимок) и Иван – не прервут славную военную династию.



***


… Трудно представить себе, чтобы в какой-то другой стране паренёк из маленького казачьего хутора, затерянного в степях Украины, смог бы преодолеть все трудности, пережив войну и голод, и добиться таких результатов в своей жизни.


Павел ГРАДСКИЙ.